В июне этого года Правительство Российской Федерации утвердило «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна до 2025 года. В ней сформулированы основные задачи в области развития инжиниринга и промдизайна на период с 2020 по 2025 год.
Реализация «дорожной карты», по задумке авторов, должна обеспечить значительный рост индустрии инжиниринга, развитие малого и среднего предпринимательства, модернизацию экономики. Отдельным пунктом в «дорожной карте» указано совершенствование системы кадрового обеспечения индустрии инжиниринга.
В рамках совершенствования системы кадрового обеспечения предполагается обновить профессиональные стандарты, актуализировать государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и внедрить новые образовательные технологии.
Предложенный пакет мер говорит о заинтересованности государства в улучшении ситуации с кадровым обеспечением различных секторов экономики инженерными кадрами.
Отраслевые образовательные центры, в свою очередь, поддерживают эту инициативу и считают, что трансформация системы образования должна проходить комплексно и включать в себя, в том числе переход к формату непрерывного инженерного образования.
Непрерывное инженерное образование в корне отличается от текущей модели подготовки. Традиционная модель представляет собой, если можно так выразиться, систему пассивного периодического получения знаний.
Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это достаточно формальное требование, и в итоге многие инженеры за пределами профессиональной практики ограничиваются прослушиванием обязательного теоретического курса один раз за указанный срок. Но современный мир динамичен. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру необходимо постоянное развитие компетенций, проактивная, а не пассивная позиция в плане актуализации профессиональных знаний.
Суть системы непрерывного инженерного образования заключается в постоянном обновлении теоретических знаний и участии в образовательных активностях иного рода, таких как отраслевые мероприятия, тематические круглые столы, семинары и профессиональные конференции.
Система строится на получении определенного количества зачётных единиц за отчетный период – 5 лет. Специалист набирает зачётные единицы за теоретическую часть и за мероприятия.
Теоретическая часть – обязательная составляющая, в которую входит прослушивание лекций в объеме порядка 6 академических часов. Эта часть затрагивает изменения в законодательстве и нормативах, вопросы развития технологий, отраслевых практик и подходов к инженерной деятельности.
Рассмотрим такую систему на примере модели, разрабатываемой экспертами инженерного сообщества. Все цифры, касающиеся балльной системы и приводимые ниже, указаны для иллюстрации подхода.
Допустим, при минимальном пороге для зачета повышения квалификации в 70 условных баллов, теоретическая часть за 5 лет должна составлять не менее 30 единиц.
Остальные баллы набираются в произвольном порядке, в том числе и за участие в мероприятиях. Например, за посещение выставки – 4 зачетных единицы, за участие в конференции – 4 единицы, за круглые столы и семинары – 4 единицы, за выступление с докладом или публикацию в профильном издании – 8 зачетных единиц. В сумме вместе с теоретической частью за отчетный период специалист должен набрать 70 единиц и больше. Тогда он может пройти итоговую аттестацию, и в случае успешного прохождения получить удостоверение о повышении квалификации. Ещё раз отметим, что всё это условные величины, призванные показать соотношение и вклад разных видов образовательной активности в процесс повышения квалификации в рамках данной модели.
Предполагается, что зачетные баллы начисляются за мероприятия с аккредитацией, то есть за аккредитованные семинары и конференции, а также за публикации в аккредитованных изданиях.
Для того чтобы реализовать такую концепцию непрерывного инженерного образования, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий разного уровня. Прежде всего, необходимо сформировать нормативную базу, основы которой уже заложены в текущем законодательстве. Далее, потребуется некий оператор системы непрерывного инженерного образования, который будет создавать экспертные комиссии и вести реестры аккредитованных учебных заведений, учебных программ и мероприятий. Задача экспертных комиссий в этой системе – оценивать качество мероприятий и присваивать им то или иное количество зачётных единиц, оценивать учебные программы и заведения. Кроме того, экспертные комиссии будут проводить оценку качества учебных программ, а также уровень учебных заведений на предмет возможности проведения ими как подготовки по теоретической части, так и итоговой аттестации.
Соответственно, со стороны образовательных учреждений потребуется разработать и реализовать программы обучения, которые пройдут оценку в экспертной комиссии и будут учитываться в зачетной системе.
Также системе непрерывного инженерного образования понадобится автоматизация, которая позволит создать и поддерживать в актуальном состоянии реестры учебных заведений, учебных программ и мероприятий, а также личный кабинет инженера, где будет отображаться вся информация о прохождении необходимого обучения. Работу личного кабинета должен обеспечивать оператор системы непрерывного инженерного образования. Один из вариантов реализации такой системы предполагает, что держателем реестров может выступать, например, Министерство промышленности и торговли – для промышленного сектора, а оператором – Национальная палата инженеров. Конечно, возможны и другие варианты формирования системы на практике.
Положительный пример такого подхода к профессиональному образованию специалистов уже существует в российском здравоохранении. И он показывает, что данная модель эффективна и позволяет перейти от формального образования к проактивному, чтобы в итоге способствовать устранению кадрового дефицита в отрасли.
Генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» Мурзинцева Екатерина Александровна