Правительство утвердило план мероприятий в рамках стратегии развития воспитания до 2025 года.
Воспитательный компонент и раньше входил в образовательные программы, но в большинстве случаев эта работа выполнялась формально. Теперь рабочие программы должны содержать конкретные мероприятия, например, социальные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, игры и тренинги, совместные походы в театры и музеи. Всё это будет обозначено и в календарном плане воспитательной работы школ. Новые нормы уже закреплены поправками в федеральный закон «Об образовании».
В целом план мероприятий, разработанный в рамках стратегии развития воспитания, содержит 33 пункта по семи направлениям. В их числе – совершенствование работы психологов в школах, консультации с родителями, проведение исследований о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения, развитие инфраструктуры патриотических парков культуры и отдыха, проведение интеллектуальных, творческих и культурных форумов для детей и молодёжи.
В план также вошли мероприятия, предполагающие поддержку региональных отделений Российского движения школьников и создание федерального центра для экспертизы информационной продукции и литературы для детей.
Распоряжение от 12 ноября 2020 года №2945-р опубликовано на сайте Правительства РФ 13 ноября.
Текст документа:
Правительство Российской Федерации
Распоряжение от 12 ноября 2020 г. № 2945-р, Москва
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
осуществлять при необходимости взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями в ходе реализации плана;
ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России информацию о ходе реализации мероприятий плана.
3. Минпросвещения России ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию плана.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р
План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственный исполнитель | Вид документа | |
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания | ||||
1. Приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" | IV квартал 2021 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | приказы Минпросвещения России, акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти | |
2. Разработка и внедрение рабочей программы воспитания для профессиональных образовательных организаций | II квартал 2021 г. | Минпросвещения России, подведомственные организации Минпросвещения России | протокол федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования | |
II. Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания | ||||
3. Реализация и анализ региональных программ развития воспитания и планов мероприятий по реализации на 2021 - 2025 годы Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее - Стратегия) | ежегодно, начиная с 2021 года | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Минпросвещения России | |
4. Внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях на основе примерной рабочей программы воспитания | сентябрь 2021 г. | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, подведомственные организации Минпросвещения России | информационно-аналитические материалы | |
5. Развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорт России, Минприроды России, Росмолодежь, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы | |
6. Обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, Минприроды России, Росмолодежь, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы | |
7. Разработка и внедрение системы мотивации обучающихся образовательных организаций | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, Росмолодежь, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", заинтересованные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно-аналитические материалы | |
8. Проведение мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных организациях | 2021 - 2022 годы | Минпросвещения России, Минобрнауки России, заинтересованные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с компетенцией) | информационно-аналитические материалы | |
9. Совершенствование деятельности психологической службы в образовательных организациях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей | 2022 год | Минпросвещения России | информационно-аналитические материалы | |
10. Подготовка предложений по разработке показателей для оценки эффективности деятельности общеобразовательных организаций, отражающих эффективность воспитательной работы в общеобразовательных организациях | II квартал 2021 г. | Рособрнадзор, Минпросвещения России, организации, подведомственные Минпросвещения России, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников" | показатели для оценки эффективности деятельности общеобразовательных организаций, отражающие эффективность воспитательной работы | |
11. Информационно-методическое сопровождение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, МВД России, Росмолодежь, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы | |
12. Анализ моделей воспитательной работы, выявление лучших практик воспитательной работы, а также профилактической работы, направленной на предупреждение различного рода случаев проявления общественно опасного поведения подростков и молодежи | ежегодно, начиная с 2021 года | Рособрнадзор, Минпросвещения России, МВД России, Росмолодежь, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы | |
13. Разработка показателей оценки эффективности воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования | II квартал 2021 г. | Минобрнауки России | методические материалы | |
III. Развитие кадрового потенциала | | |||
14. Выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно-аналитические материалы | |
15. Реализация модели "Создание воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления" в рамках программы модуля "Основы воспитательной работы" в образовательных организациях высшего образования, ведущих подготовку кадров по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруд России, подведомственные организации Минпросвещения России | информационно-аналитические материалы | |
16. Развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственно организацию воспитательного процесса | ежегодно, начиная с 2021 года | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Минпросвещения России | |
17. Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения
| ежегодно, начиная со II квартала 2021 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | информационно-аналитические материалы | |
IV. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания | | |||
18. Проведение регулярных комплексных исследований потребительских и поведенческих особенностей молодежной аудитории в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях повышения уровня информированности органов государственной власти Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения | 2021 - 2022 годы | Росмолодежь, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы | |
19. Анализ реализации системы воспитания и выработка мер по ее совершенствованию | 2021 - 2025 годы | Минпросвещения России, подведомственные организации Минпросвещения России, заинтересованные организации | информационно-аналитические материалы
| |
20. Разработка, апробация и внедрение межведомственных программ просвещения, санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения родителей в области семейного воспитания | 2021 - 2025 годы | Минпросвещения России, Минкультуры России, Росмолодежь, Минздрав России, Минтруд России, МВД России | программа просвещения, санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения родителей в области семейного воспитания | |
21. Проведение общероссийских, окружных съездов, конференций, семинаров по актуальным вопросам воспитания | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, Росмолодежь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно-аналитические материалы | |
22. Разработка рекомендаций по реализации региональных планов Стратегии | I квартал 2021 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | информационное письмо в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | |
23. Экспертное и методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию воспитательной работы в образовательных организациях | 2021 год | Минпросвещения России, Минобрнауки России, заинтересованные организации (в соответствии с компетенцией) | методические рекомендации | |
24. Разработка методических рекомендаций по организации воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях высшего образования | II квартал 2021 г. | Минобрнауки России, Минпросвещения России | методические рекомендации | |
V. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания | | |||
25. Предложения по созданию на территории субъектов Российской Федерации учебно-методических центров военно-патриотического воспитания "Авангард" | 2021 - 2022 годы | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минобороны России, Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" | информационно-аналитические материалы | |
26. Развитие инфраструктуры создаваемых в субъектах Российской Федерации военно-патриотических парков культуры и отдыха "Патриот" и обеспечение на их базе комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи | 2022 год | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минобороны России, Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" | предложения по развитию инфраструктуры создаваемых в субъектах Российской Федерации военно-патриотических парков культуры и отдыха "Патриот" | |
27.Содействие в развитии инфраструктуры региональных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в субъектах Российской Федерации | ежегодно, начиная с 2021 года | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Росмолодежь, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", Минпросвещения России | доклад в Росмолодежь | |
28. Создание и обеспечение деятельности Федерального экспертно-координационного центра в сфере создания информационной, литературной и иной продукции для детей | 2022 год | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | предложения по созданию и обеспечению деятельности Федерального экспертно-координационного центра в сфере создания информационной, литературной и иной продукции для детей | |
VI. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания | | |||
29. Информационное обеспечение мероприятий по реализации Стратегии | ежегодно, начиная с 2021 года | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно-аналитические материалы | |
30. Создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ежегодно, начиная с 2021 года | Росмолодежь, Минкультуры России, Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно-аналитические материалы | |
VII. Управление реализацией Стратегии | | |||
31. Подготовка предложений по совершенствованию и актуализации показателей эффективности реализации Стратегии и критериев оценки выполнения планов мероприятий по реализации Стратегии | I квартал 2021 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| |
32. Анализ, мониторинг эффективности мероприятий плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии, а также мониторинг достижения качественных и количественных показателей эффективности ее реализации | ежегодно, начиная с I квартала 2022 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | |
33. Подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере воспитания | III квартал 2025 г. | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | |