Согласно Индексу состояния науки (State of Science Index SOSI), составленному компанией 3М, сегодня наука нуждается в приверженцах больше, чем когда-либо, чтобы решить самые важные глобальные проблемы. Как молодым ученым начинать свой путь? Компания 3М спросила своих ученых, почему они выбрали научную деятельность своей профессией, как начинали карьеру и как наука повлияла на их жизнь.
Михаил Терентьев
Старший эксперт по разработке технологий микрофильтрации
«Наука — самый интересный из всех видов человеческой деятельности. Любознательным людям – прямой путь в науку, там ты каждый раз ставишь перед собой вопросы – «как?», «зачем?» и «почему?», и сам себе отвечаешь на них в ходе научной деятельности. Свой путь я начал еще в школьном возрасте. Меня с детства увлекала биология: я ходил в кружки, выращивал растения у себя на столе, наблюдал за ними, вел дневники наблюдений. Когда я закончил школу, я пошел на биологический факультет университета, а после - приехал в Москву писать диплом. Сначала я работал в Институте химической физики, затем перешел в центр биоинженерии академии наук СССР и в 1991 году защитил диссертацию по молекулярной генетике. Я вырос из стажера до заведующего лаборатории.
Я продолжил заниматься наукой в коммерческой структуре и занимаюсь этим до сих пор. Научное знание, которое я приобрел, сейчас очень поддерживают мою нынешнюю деятельность, потому что я понимаю все биологические процессы. Научная деятельность дает очень широкий кругозор, способность контролировать и планировать свои действия. Наука дает хороший опыт мысленного эксперимента, развивает фантазию, способность систематизировать полученные знания, выстраивать их в определенную картину мира».
Софья Громова
Технический директор бизнес-группы Безопасность и промышленность
«Я - химик по специальности и еще со школы любила рассматривать всякие химические реакции. Родители моей школьной подруги были профессорами лучшего вуза страны, и со школьной скамьи я была заряжена университетским духом. Все это подтолкнуло меня к поступлению на химический факультет. Я была научным сотрудником университета, и мне очень нравилась та часть исследовательской работы, где можно применить свои знания, построить процесс и создать что-то новое. Мне хотелось преобразовать свой интерес к науке и знания, полученные в университете, с фундаментальной на практическую область, чтобы видеть результат своей деятельности. Это важно каждому человеку, и для меня это самый главный мотиватор. Меня заинтересовало дальнейшее развитие в коммерческой компании из-за возможности применять академические знания, разрабатывать что-то новое и внедрять совершенно нетривиальные решения.
Наука повлияла на меня во многих аспектах. Мне всегда было интересно все, что связано с научными разработками. В университете я встретила людей, которых можно назвать учителями «с большой буквы». Они создают продукты исследовательского труда, внедряют свои разработки, дают знания широкой аудитории студентов, вдохновляют и мотивируют своим примером, создавая «новую когорту» ученых. Это совершенно другой уклад жизни. Когда ты видишь такое отношение, ты пытаешься реплицировать его к учебе, к результатам своей работы, к своей жизни в целом».
Виктор Белоусов
Технический руководитель по направлению инфраструктурных покрытий
«Могу сказать, что не я выбрал науку, а она меня. Основным мотивирующим фактором для меня был вызов к возможности понять область, которая называется квантовой химией. Это применение квантовой физики, ее сложного математического аппарата в виде уравнения Шрендингера и его аппроксимаций к моделированию и предсказанию свойств молекулярных систем, описанию механизмов и кинетики химических реакций. На тот момент эта область казалась мне чем-то магическим и недоступным, поэтому вызывала большой интерес. С третьего курса университета я начал делать первые робкие шаги: выбрал курсовую работу по этой теме, занимался в составе научной группы во главе с профессором, посвятил этой теме свою дипломную работу. Это сподвигло меня и дальше заниматься квантовой химией, пойти в аспирантуру и защитить диссертацию.
Во время занятия наукой ты приобретаешь две вещи. Первое - научный метод решения задач – он един для любой научной сферы, не имеет значения занимаешься ты историей или химией. Второе – внутренняя уверенность в своих знаниях и способности решать задачи. Владея уверенностью и научным методом, где бы ты их ни применял, ты можешь достигать чего-то большего, найти реализацию, что-то менять и видеть результат этих изменений. В том числе получить признание извне: карьерный рост, заработок, восприятие тебя как эксперта в отрасли».
Начать свой путь в науке можно уже со школы. Компания 3М проводит конкурс «Наука дома» для учащихся школы 14-17 лет, цель которого – показать, что можно приобщиться к науке, не выходя из дома. Ученые подготовили короткие видеоролики, в которых разбирают научные факты из области физики, химии и математики. Участникам предлагается провести свои эксперименты на выбранные темы, снять их на видео и выложить в социальные сети с хэштегом #Наукадома. По итогам конкурса организаторы объявят трех победителей, которые получат призы - ноутбуки. Заявки принимаются до 29 ноября, а результаты будут объявлены 7 декабря.