Что такое билингвальное воспитание? Это когда ребенку с ранних лет прививают два (иногда больше) языка и столько же культур. Естественный детский билингвизм - это гармоничное взросление и становление с использованием ребенком для познания мира нескольких языков. То есть ребенок не изучает один язык как родной, а второй - как иностранный. Оба языка для ребенка в условиях билингвизма - естественные инструменты для познания, для приобретения жизненного опыта.
Всё это понятно и не вызывает никаких противоречий, когда мы говорим о звучащей речи. Однако если мы говорим о таком явлении, как бимодальный билингвизм (один язык звуковой, а второй язык - жестовый), то у большинства людей, которые не встречались с этой темой лично, возникает вопрос: а точно ли это билингвизм? Многие люди воспринимают русский жестовый язык как такой же русский, только "в жестах". Или жестовый американский воспринимают, как английский. На самом деле жестовые языки - это абсолютно самостоятельные языки со своей грамматикой и лексикой, они не являются кальками звуковых языков. И их освоение во взрослом возрасте возможно только как овладение самостоятельным иностранным языком: изучать их не легче, чем любой незнакомый ранее звуковой язык.
Если же мы говорим о детях, то, к сожалению, в России слабослышащие или глухие дети не имеют возможности (https://linguahug.ru/tpost/ishzf40u2h-mir-bez-zvuka-bilingvizm-gluhih-v-rossii) получать билингвальное образование за пределами семьи. Нет ни одного детского сада или школы, где такой ребенок имел бы возможность полноценно изучать окружающий его мир и научные дисциплины на русском звучащем и русском жестовом языках.
Почему это важно? Потому что глухой ребенок, даже перенесший процедуру имплантации и приобревший слух (это может помочь не на 100%), должен иметь возможность адаптироваться в спокойных условиях, должен иметь возможность говорить с родителями на жестовом языке (если кто-то из них имеет проблемы со слухом) полноценно на любые темы. Кроме того, дети гораздо быстрее приобретают навык говорения именно на жестовом языке, по сравнению со звуковым. И мир общения для них становится открыт раньше, они уже учатся формулировать свои мысли, проговаривать желания и так далее. Всё это полезно для общего развития ребенка.
Если в России появится возможность получать билингвальное воспитание о образование в условиях бимодального билингвизма, дети с нарушениями слуха или дети родителей с нарушениями слуха, безусловно, будут приобретать ценный жизненный опыт и важные знания в гармоничной обстановке. Такой подход помог бы многим семьям.
Алиса Кормухина.