В ОмГПУ состоялась проектная сессия с начальником Управления взаимодействиями с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Еленой Юрьевной Брель.
В начале мероприятия проректор по учебной работе ОмГПУ Наталья Станиславовна Макарова поприветствовала собравшихся и обозначила план работы. На проектную сессию было заявлено более 50 проектов. В ходе мероприятия руководители подразделений, ведущие преподаватели ОмГПУ представили проекты, направленные на социально-экономическое развитие нашего региона. В дискуссии приняли участие ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт и заместитель председателя Правительства Омской области, министр образования Омской области Татьяна Васильевна Дернова.
В формате диалога Елена Юрьевна Брель рассказала о роли педагогических университетов в развитии системы образования субъектов Российской Федерации. Елена Юрьевна привела примеры успешных кейсов и акцентировала внимание на необходимости тиражирования лучших реализованных проектов. В настоящее время Академия Минпросвещения России формирует банк значимых проектов, представленных педагогическими вузами.
«Полагаю, что проектная деятельность в педагогических университетах будет наиболее эффективной при создании смешанных команд со школами, институтами повышения квалификации в любой конфигурации. Эти команды могут состоять из обучающихся школ и учителей, студентов и преподавателей педагогических университетов либо учителей, преподавателей педагогического вуза и сотрудников института развития образования. На мой взгляд, эти объединения станут результативными, потому что представят разный социальный опыт, разные возрастные группы, разные профессиональные компетенции, которые в итоге дадут синергетический эффект для продвижения проектов и позволят сделать их живыми, актуальными и востребованными в регионе и за его пределами», – отметила Елена Юрьевна.
В ходе мероприятия все присутствующие получили советы по реализации инновационных идей и ответы на актуальные вопросы. На сессии были рассмотрены проекты по подготовке учителя-супервайзера, «Пед? Класс!», «Модернизация региональной системы кадетского образования», «Региональный ресурсный центр инклюзивного образования», «Сетевая лаборатория робототехники и цифровых технологий в образовании», а также проект «Научные школы ОмГПУ – гарантия успешности университета» и многие другие.
«Проектная деятельность – одна из приоритетных задач, которую филиал ОмГПУ в г. Таре успешно решает. Большая часть проектов направлена на участие вуза в реализации региональной образовательной политики: взаимодействие с образовательными, социальными и молодежными организациями северных районов Омской области. Например, проект «Профессиональная траектория: мотивированный школьник – активный студент – успешный педагог»: школьники принимают участие в различных формах профориентационной работы филиала, а затем к нам поступают абитуриенты, мотивированные на педагогическую профессию. В процессе обучения организуется ранний вход в профессию: начиная с 3 курса студенты, обучаясь по индивидуальному плану, работают в сельских школах, закрывая имеющиеся вакансии. По окончании вуза 85% выпускников возвращаются в сельские школы, достигают высоких результатов в профессиональном развитии. Комитеты по образованию северных районов высоко оценивают качество подготовки студентов. В перспективе планируется активизировать работу с комитетами по образованию по вопросу направления ими студентов на целевое обучение», – рассказала директор филиала ОмГПУ в г. Таре Людмила Петровна Берестовская.
Как отмечают эксперты, сегодня на педагогические вузы ложится двойная задача: с одной стороны, необходимо кардинально перестроить профессиональную подготовку будущих педагогов, обеспечив формирование учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющего современными технологиями, способного организовать учебный процесс, а с другой стороны, педагогические вузы сами должны стать источниками педагогических инноваций в системе общего образования, поэтапно реализуя проекты, направленные на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем.
Профессор кафедры педагогики ОмГПУ Аркадий Аркадьевич Петрусевич на стратегической сессии представлял проект «Педагогические пенаты», который был создан по инициативе ряда школ г. Омска. «Изначально речь шла только о систематическом участии школ в форумах, целью которых было повышение квалификации молодых учителей, – сообщил Аркадий Аркадьевич. – Но после проведения первого форума в ноябре 2019 года стало ясно, что форум можно рассматривать только как итог некоторой работы в течение всего года деятельности общеобразовательных школ и кафедры педагогики ОмГПУ. В феврале 2020 года проект получил новые задачи и новое содержание. Теперь мы стали рассматривать проект как школьно-университетское партнерство, в ходе которого осуществляется поиск эффективных форм развития интереса старшеклассников к педагогическим профессиям, обеспечения профессионального развития будущих педагогов, выпускников университета, успешной адаптации и закрепления в школе молодых педагогов, приобретения наставниками нового опыта взаимодействия с молодыми учителями. За полтора года реализации проекта нам удалось организовать проведение марафона диалоговых площадок в школах города с участием старшеклассников, разработать творческие проекты и внедрить их в педагогическую практику студентов. Мы планируем открытие школы для молодого учителя “Успешный учитель” и городского клуба наставников молодых учителей. Добавлю, что наша кафедра реализует несколько проектов, направленных на развитие системы образования в нашем регионе».
«Сегодняшнее мероприятие является мощным стимулом для дальнейшего развития, Елена Юрьевна провела потрясающе полезную сессию по прокачке представленных проектов. Интересно было послушать мнение эксперта федерального уровня. Я представляла проекты “Цифровой профиль студента” и “Цифровой профиль преподавателя”, которые позволят развивать электронную информационно-образовательную среду университета на современном уровне, расширить спектр цифровых сервисов для основных субъектов образовательного процесса. Реализация проектов позволит индивидуализировать образовательный процесс и повысить его эффективность, что будет способствовать подготовке высококвалифицированных педагогов для образовательных организаций г. Омска и региона», – поделилась начальник отдела ресурсного обеспечения образовательных процессов ОмГПУ Елена Сергеевна Гайдамак.
«Во время проектной сессии мы обсудили много проектов, разобрали имеющиеся разрывы и сильные стороны. У вуза большой потенциал, есть проекты, которые могут стать прорывными в ближайшее время. Коллективу вуза все под силу, он, безусловно, будет успешен», – подытожила Елена Юрьевна Брель.
Напомним, что в этот день Омский государственный педагогический университет посетил заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Стефанович Басюк. Виктор Стефанович провел ряд рабочих встреч с ректоратом и деканами факультетов ОмГПУ.