Подведены итоги третьего этапа замера уровня финансовой грамотности населения, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
Россияне стали больше пользоваться цифровыми финансовыми услугами, искать информацию о финансовых организациях в надежных источниках, а главное — делать сбережения на случай непредвиденных обстоятельств. Таковы итоги третьего этапа измерения уровня финансовой грамотности, проведенного по заказу Банка России.
«Исследования 2020 года показали, что люди стали больше думать о необходимости накоплений, о том, что надо сберегать, а не только тратить. Это очень важный тренд. И для нас особенно ценно, что этот тренд стал заметным в 2020 году, когда на людей обрушилась пандемия со всеми экономическими последствиями, — отметил первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. — Мы не раз объясняли, как важно иметь подушку безопасности, которая поможет минимизировать риски болезни, потери работы, других сложных жизненных ситуаций. Надо формировать правильные модели финансового поведения начиная уже со школы. Еще одна важная тенденция, которую выявили исследования, — люди стали пользоваться надежными источниками при поиске информации. Если человек понимает, где искать, то он обязательно найдет нужную информацию, которая поможет ему разумно и без рисков решить свои финансовые вопросы».
Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ.
МИРЭА — Российский технологический университет провел исследование степени внедрения финансовой грамотности в школьные программы. Его результаты показывают, что за два последних года число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, увеличилось с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финансовая грамотность преподается как отдельный предмет, выросло почти вдвое — с 4 472 до 7 946 школ.
Результаты исследований служат индикаторами эффективности Стратегии по финансовой грамотности, которую реализуют Банк России и Министерство финансов РФ.
«Исследования показывают, что происходят позитивные изменения, все больше людей осознает важность финансовой грамотности, — отметил заместитель министра финансов Михаил Котюков. — Совместные усилия Минфина РФ и Банка России уже дают ощутимые результаты. На горизонте 2030 года не менее 80% наших граждан будут обладать необходимым уровнем знаний в области личных и общественных финансов. Вместе с Банком России и регионами мы строим систему образования и просвещения в области финансовой грамотности, чтобы уже к 2023 году охватить 100% школьников и студентов. Кроме того, важно, чтобы в любой жизненной ситуации люди всех возрастов — и взрослые, и пенсионеры — получали актуальные, необходимые для жизни знания в этой сфере. Совместные усилия государства и наших партнеров ориентированы на то, чтобы помогать решать людям насущные проблемы и защитить свои финансовые интересы».
Измерение уровня финансовой грамотности: 3 этап.
В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел третий этап замера уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Методика исследований была разработана в 2017 году, тогда же проводился первый этап замеров. Второй этап прошел в 2018 году.
Уровень финансовой грамотности населенияВ ходе исследования определялся уровень финансовых знаний, финансовое поведение, а также финансовые установки россиян.
Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ.
За три этапа измерений исследователи выявили три статистически значимых изменения:
- выросла доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке;
- увеличилась доля граждан, имеющих запас средств на черный день, то есть финансовую подушку безопасности;
- снизилась доля граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов в банках.
Общий показатель финансовой грамотности, рассчитанный по международной методике ОЭСР, вырос незначительно (с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020 году, или около 5%), поскольку международная методика учитывает компоненты финансовой грамотности, которые меняются очень медленно: навыки финансовой арифметики, понимание базовых экономических показателей, базовые установки в отношении денег и их ценности, элементы финансового поведения, касающиеся принципов выбора финансовых компаний. Наибольшие изменения связаны с показателями, измеряющими российскую специфику. Здесь отмечен рост, прежде всего за счет изменения финансового поведения населения.
Так, доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего выросла с 34 до 39% (изменение около 15%). Прежде всего за счет сокращения доли тех, у кого грамотность низкая или средняя. То есть общий уровень грамотности повышается.
Cреди взрослого населения и молодежи несколько повысились показатели финансовых знаний — понимание ссудного процента, основ безопасности финансового поведения. Но самые заметные изменения произошли в финансовом поведении — обе возрастные группы стали более активно пользоваться финансовыми услугами. Среди взрослого населения выросли доли респондентов, использующих для платежей мобильные приложения, а также банковские карты, в первую очередь дебетовые и социальные. Распространенность страховых продуктов, наоборот, снизилась, как и доли пользователей касс и платежных терминалов. Особенно заметен рост активности пользования банковскими картами и электронными средствами платежа среди молодежи.
Кроме того, и молодежь, и взрослые россияне стали более активно и сознательно искать информацию в надежных источниках.
Довольно заметно у старшего поколения и молодежи изменилось поведение в отношении сбережений. Причиной этого в числе прочих факторов стали особые условия 2020 года, которые заставили людей задуматься о необходимости накоплений, в частности, в условиях вызванного пандемией многомесячного спада в экономике и неопределенного будущего. Одновременно в обеих возрастных категориях усилилась и установка на сбережение.
Финансовая грамотность в системе образованияВажную роль в росте финансовых знаний среди молодежи сыграло активное внедрение финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях. Так, согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА, степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.
В программах детских садов финансовая грамотность — в формате сказок и различных игр — внедрена почти на 60%, а в вузах охват программ, которые предполагают формирование финансовой культуры и компетенции в области экономической культуры, составляет 58,1%.
За два последних года число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, выросло на 8,6% — с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финансовая грамотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4 472 до 7 946 школ.
Каждая пятая школа проводит обучение в рамках обязательного урока. Только за 2019/2020 учебный год обучение финансовой грамотности по школьной программе прошли более 5,7 млн учащихся
Среди основных методов обучения финансовой грамотности в школах — онлайн-уроки, практические занятия, деловые игры, проектная работа. В олимпиадах по финансовой грамотности принимают участие 15 484 школы: за последние два года их число увеличилось более чем на треть (в 2017 году — 10 127).
Повышение квалификации педагоговЗа три последних года специальную подготовку прошли более 74 тыс. преподавателей школ, 32 620 педагогических работников дошкольного образования. В системе общего образования — 74 116 человек (по сравнению с 2018 годом рост на 214 %), в системе среднего профессионального образования — 8 907 человек (рост на 118 %) и в системе высшего образования — 8 063 педагога.
Реализация Стратегии по финансовой грамотности на региональном уровне.
Результаты исследований (а также уровня финансовой грамотности населения и внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс) — это индикаторы эффективности Стратегии по финансовой грамотности, которую совместно реализуют Банк России и Министерство финансов РФ.
Сегодня для достижения национальных целей развития в реализации Стратегии задействованы ключевые министерства, ведомства, участники финансового рынка и эксперты на всех уровнях. В настоящее время в 65 российских регионах внедрены региональные программы повышения финансовой грамотности, при этом почти половина из них разработана в соответствии с методическими рекомендациями (МР) Банка России. В первом полугодии 2021 года планируется утвердить еще два десятка таких программ. В 46 субъектах РФ действуют региональные центры повышения финансовой грамотности.