В период внедрения цифровых образовательных технологий, а также вследствие мировой пандемии 2020 года образовательные организации были вынуждены перейти на новую дистанционную форму взаимодействия с обучающимися. Дистанционное, или удаленное, обучение — это обучение на расстоянии с использованием информационных технологий.
Как показала практика, несмотря на то, что данная форма, обозначенная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ существует уже на протяжении нескольких лет, далеко не все образовательные организации были готовы к этому новому формату. Неожиданный для всех вынужденный 100% переход на удалённое взаимодействие сразу выявил проблемы современной школы, связанные с неподготовленностью педагогических коллективов к работе в новом формате. Возникшие проблемы явились новыми конфликтогенами в общеобразовательной среде. Вот примеры некоторых их них:
1. Переутомление педагогов, большая нагрузка при подготовке к урокам, затрачивается больше времени при проверке скрин-шотов письменных работ.
2. Дети много списывают. Невозможно это проконтролировать.
3. Не все дети могли присоединиться своевременно к уроку или не могут присоединиться вообще ввиду технических проблем (зависание, недостаточная скорость интернета и т.п.). Из-за этого теряется много полезного времени.
4. Снижение качества обучения. Необъективная оценка качества знаний обучающихся.
5. Нервозность обучающихся и их родителей. Ухудшение здоровья обучающихся и педагогов (снижение зрения, повышение давления и др.).
В связи с вышеописанными фактами возникает понимание необходимости грамотного управления перехода школы на работу в новых условиях. И здесь важна роль руководителя как координатора и менеджера по предотвращению конфликтных ситуаций и психологических срывов педагогов, обучающихся и их родителей. Поэтому важно было определить последовательность действий директора, администрации и педагогического коллектива школы.
Прежде всего, необходимо оценить возможности каждого конкретного ребёнка и каждой семьи. В связи с этим были составлены таблицы по каждому классу с описанием технических возможностей каждого ребёнка обучаться в дистанционном режиме. Каждый классный руководитель провёл индивидуальную работу, некоторым обучающимся было временно (на основании договора безвозмездного пользования) предоставлено школьное оборудование (ноутбуки, камеры, наушники). Руководитель школы должен быть уверен, что все обучающиеся школы имеют техническую возможность перейти на дистанционное обучение — должно быть необходимое оборудование и выход в интернет.
Наиболее трудное и важное в условиях дистанционного обучения – определить возможности подкрепления теории практикой. Здесь основным инструментом стали цифровые образовательные платформы, позволяющие организовать онлайн-тестирование. Также обучающиеся при помощи родителей снимали видеоролики выполнения практических заданий и присылали на проверку учителю. На основе результатов учителями были организованы видеоконференции и разобраны характерные ошибки, проведены самостоятельные работы на повторение. Таким образом, учителя могли определить, насколько понятны были объяснения тематического материала, правильны ли были выбраны инструменты или что-то в процессе обучения следует изменить.
При переходе на дистанционное обучение важно определить учебное время и сохранить режим занятий и расписание уроков. Несмотря на то, что некоторым ученикам не хотелось работать по расписанию, была проведена работа с родителями по объяснению важности сохранения режима дня школьника и оптимальности проведения дистанционных уроков в первой половине дня. Учитывая тот факт, что большую часть времени дети будут проводить за компьютерами, было изменено время начала и окончания уроков, сокращена длительность уроков и увеличены перемены (паузы) между занятиями до 20-30 минут. Это позволило и учителям, и школьникам, и их родителям чувствовать себя комфортно.
Главное в работе администрации школы – это постоянная обратная связь. Обратная связь позволяет контролировать процесс обучения в целом, эмоциональное состояние обучающихся и их родителей, уровень загруженности всех участников образовательного процесса, результативность обучения и удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых в дистанционном формате.
Система дистанционного образования, внедренная и апробированная в школах в период карантинных ограничений, могла бы в дальнейшем расширить возможности для общения обучающихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам. Дистанционное образование начинает встраивается в обычный очный формат обучения.
Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них были сформированы первоначальные навыки работы с информационными технологиями, которые в дальнейшем могут быть полезны для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни. Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам.
Автор: Николаева Алла Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ.