Негативный тренд, который сегодня наблюдают собственники коммерческих организаций и промышленных предприятий — снижение качества подготовки студентов высших учебных заведений на фоне повышения требований к специалистам со стороны бизнеса. В итоге страдают все участники процесса: вуз — из-за снижения репутации, индустриальный партнеры — из-за отсутствия квалифицированных кадров, сам студент, которому зачастую приходится работать не по профессии. Из-за высокой конкуренции и необходимости повышать эффективность производственных процессов от выпускников вузов ждут куда более качественных показателей в образовании. ГК «ПЛМ Урал» нашла способ решения проблемы, в своем экспертном мнении Максим Попов руководитель департамента PLM решений рассказывает, с какими трудностями сталкиваются будущие специалисты сегодня и как подготовить кадры, за которые развернется настоящая борьба.
«Снижение качества подготовки студентов можно связать с несколькими причинами. Во-первых, в вузах используются устаревшие инструменты и подходы для подготовки квалифицированных специалистов. Во-вторых, учебные программы не учитывают потребности современной промышленности в специалистах, владеющих новыми знаниями об организации инженерных и производственных процессов. В-третьих, наблюдается слабая межвузовская коллаборация в рамках научно-исследовательских работ и отсутствие построенной междисциплинарной работы, что, несомненно, затрудняет конструктивное общение с индустриальными заказчиками», — поясняет Максим Попов, руководитель департамента PLM решений ГК «ПЛМ Урал».
Мы уже привыкли к тому, что современные информационные технологии активно проникают во все сферы нашей жизни и образовательная среда — не исключение. По словам эксперта, в нынешних условиях (и пандемия коронавируса тому пример) важно прививать студентам культуру коллективной междисциплинарной работы, обеспечивать взаимодействие разрозненных, в том числе территориально, соисполнителей, организовывать межвузовскую кооперацию по образовательным, научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам на базе единого информационного пространства.
Кроме того, сегодня важно проводить работу по повышению мотивации педагогов, демонстрировать им все преимущества новых технологий по сравнению с традиционными способами обучения. Можно, к примеру, подсказать преподавателю, где и как найти наиболее подходящую образовательную технологию — личностно-ориентированную, игровую, проектную, исследовательскую или любую другую. Ну а главное — для того, чтобы образовательный процесс начал развиваться по-новому, необходимо, чтобы условия, в которых он протекает, отвечали самым современным требованиям. Иначе ни о каком положительном результате не может идти и речи.
«ГК «ПЛМ Урал» сформировала комплексное решение для каждой из озвученных выше задач. Мы предлагаем внедрить «Цифровую платформу коллективной, образовательной и проектной деятельности», предназначенной для организации инновационного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов, а также для коллективной работы разрозненных групп преподавателей, студентов, исследователей, инженеров, в рамках различных проектов, посвященных образовательной деятельности, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, инженерным расчетам на заказ», — делится Максим Попов.
Внедрение «Цифровой платформы» решит вопросы с подготовкой высококвалифицированных специалистов, владеющих современными инструментами и подходами к проектированию и управлению инженерными данными. Обеспечит внутри-вузовскую и межвузовскую кооперации преподавателей и студентов в рамках выполнения междисциплинарных дипломных и курсовых проектов, а также научно-исследовательских работ с применением современных систем проектирования. Сделает возможной коллективную работу с индустриальными заказчиками в рамках выполнения научно-исследовательских работ, с привлечением различных кафедр или сторонних соисполнителей. Все это — на базе территориально-удаленной работы пользователей и создания единой, актуальной базы данных курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ, с возможностью повторного использования накопленных знаний в электронном виде.
«Если говорить о процессе реализации проекта, в вузе создается единое информационное пространство посредством оснащения аудиторий самыми передовыми ИТ-инструментами, объединенными в комплексное решение и обеспечивающими высокую эффективность реализации инженерных процессов. В учебную программу включаются курсы изучения как ИТ-инструментов, так и передовые методики проектирования (бесчертежное проектирование, моделеориентированное проектирование, системная инженерия, инженерные расчеты и прочее). Акцент делается на проектное обучение, например, курсовые и дипломные работы могут заменяться участием в студенческих проектах, а основой для исследований одних студентов должны являться данные, разрабатываемые другими», — поясняет эксперт ГК «ПЛМ Урал».
Реализация данного проекта возможна с привлечением государственных субсидий и грантов с компенсацией затрат на его реализацию до 100% за счет оформления заявки согласно согласно постановлений российского правительства, например №218 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств" и программы «Приоритет 2030» (ПСАЛ).