8 июня в Москве прошло заседание Российского союза ректоров по развитию педагогического образования. Главной целью совещания стала выработка совместных подходов к осуществлению содержательной и методической подготовки будущих учителей.
На заседании присутствовали представители власти и ректоры вузов, реализующих педагогические программы образования. В заседании принял участие и ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт.
С приветственным словом на открытии встречи выступил президент Российского союза ректоров Виктор Антонович Садовничий, который обозначил стратегические приоритеты развития системы педагогического образования России:
консолидация общероссийского образовательного пространства,укрепление преемственности отечественной педагогической традиции,подготовка учителей нового поколения – эпохи цифровизации и растущей неопределенности, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта и с учетом потребности инклюзивного образования,своевременное выявление и эффективная поддержка одаренности, развитие системы работы с одаренными детьми,согласованность позиций всех участников образовательного процесса – государства, школы, учителей, родителей и школьников.
О задачах и приоритетных направлениях подготовки педагогических кадров для системы образования рассказал министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов.
Ключевая задача государственного уровня – повышение качества школьного образования, создание единого образовательного пространства, развитие целостной системы педагогической высшей школы, нацеленной на всестороннюю профессиональную подготовку педагога. «Нам нужно создать такую систему педагогического образования, которая будет формировать кадры для системы школьного образования, входящей в десятку лучших мировых систем», – отметил министр.
Накануне Президент РФ в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости выделения 10 млрд рублей на капитальный ремонт и техническое оснащение педагогических вузов. Для реализации поставленной задачи разработана стратегия развития педагогических университетов «Учитель будущего поколения России», включающая улучшение инфраструктуры, обновление программ образования и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. На комплексную модернизацию педагогических вузов будут направлены 5 млрд рублей уже в 2021 году.
«Хорошая материально-техническая база позволит нам улучшить учебно-воспитательную деятельность, проводить культурные, общеразвивающие мероприятия на более высоком уровне. Дополнительно выделенные средства помогут нам закончить ремонт в общежитиях и модернизировать их. Понятно, обновление появится не сразу и не везде, но, несомненно, поддержание и развитие материально-технической базы педагогических университетов являются одним из основных условий успешного учебного процесса», – подчеркнул Иван Иванович Кротт.
Так, ключевыми направлениями развития российской системы педагогического образования в ближайшие годы станут:
- формирование единого образовательного и воспитательного пространства;
развитие системы практической подготовки студентов, расширение сотрудничества педвузов с базовыми школами,независимая оценка сформированности педагогических компетенций;
- получение дополнительной квалификации педагогов в период обучения;
- создание в педагогических вузах педагогических «Кванториумов»;
- создание в педвузах технопарков универсальных педагогических компетенций;
- перезапуск общества «Знание» в сотрудничестве с педвузами;
- создание советов партнеров и ассоциаций выпускников;
- интеграция педвузов в образовательное пространство регионов.
Вузы обеспечат единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
«Миссия любого университета – образование, воспитание и научные исследования. Образовательный процесс играет в этой триаде ведущую роль. В нашем регионе есть очень высокая потребность в педагогических кадрах. От подготовки будущих педагогов зависит качество образования в целом. Нам предстоит большая работа в расставлении акцентов в образовательном процессе, который нужно трансформировать с уклоном на практикоориентированность профессии», – отметил Иван Иванович.
Также на заседании Российского союза ректоров участники обсудили усиление внимания к русскому языку и литературе в вузах. Это позволит интегрировать российское образование в международное образовательное пространство, а система высшего педагогического образования включится в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни.
Кроме того, для достижения высокого качества образования в университетах, реализующих педагогические программы образования, будут созданы советы партнеров и ассоциации выпускников. Это обеспечит включенность вуза в федеральную и региональную образовательную повестку, поможет разработать систему привлечения потенциальных работодателей к подготовке специалистов.
Добавим, что Российский союз ректоров – это общественная организация, объединяющая более 700 руководителей и президентов организаций высшего образования. Деятельность союза направлена на консолидацию усилий и координацию взаимодействия вузов в области развития системы высшего образования, развития и укрепления академических связей.