2–4 октября в Эльбрусском учебно-научном комплексе Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова в рамках Года науки и технологий в очно-заочном режиме проходила II Международная научно-практическая конференция «Цифровая трансформация науки и образования».
Организаторами форума являются институт информатики, электроники и робототехники КБГУ, Институт информатики и проблем регионального управления – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» (ИИПРУ КБНЦ РАН); Институт прикладной математики и автоматизации КБНЦ РАН; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Высокогорный геофизический институт» (ФГБУ ВГИ).
Около 150 ученых – специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, а также математиков, физиков, экологов из разных вузов России, дальнего и ближнего зарубежья приняли участие в обсуждении вопросов нормативного регулирования и практического внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах обеспечения информационной безопасности в экономике и государственном секторе.
С пожеланиями продуктивных дискуссий и новых идей для решения задач в цифровой среде, полезного профессионального общения, плодотворной работы, способствующей прогрессу цифровизации в науке и образовании, созданию новых цифровых проектов на благо региона и страны, к участникам форума программистов обратились и.о. ректора КБГУ, д.т.н., д.э.н., профессор Юрий Альтудов, проректор по учебной работе, к.ф.-м.н., доцент Вадим Лесев и проректор по научно-исследовательском работе, д.х.н., профессор Светлана Хаширова.
Цифровизация университета сделает его более адаптированным для современной целевой аудитории, приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, создаст дополнительную ценность и привлечет широкий круг студентов,
– уверен Юрий Альтудов.
Директор института информатики, электроники и робототехники Наталья Черкесова отметила, что университет уже давно является площадкой для проведения конференций, в работе которых принимают участие ведущие российские и зарубежные исследователи.
В КБГУ сохраняется и развивается традиция тесной связи науки с практикой. Сегодня особое внимание необходимо уделить практикоориентированным исследованиям,
– считает Наталья Черкесова.
В рамках конференции прошли пленарные заседания, работа велась в 6 секциях по тематике приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
На секции «Цифровые тренды в науке и образовании: опыт и проблемы реализации» рассмотрены актуальные проблемы внедрения цифровых технологий в систему образования и научные исследования. На обсуждение вынесены современные тренды в образовании: создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы; возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.
В докладах выступающих на секции «Искусственный интеллект и робототехника» приведены результаты исследований и разработок в области мехатроники и робототехники, систем автоматизации процессов проектирования и производства промышленных изделий, реализации полноценных технических решений, отдельных устройств и вспомогательных механизмов. Представлены работы, отражающие отраслевое применение роботов в водной и воздушной средах, а также при решении специфических социальных, производственных и научных задач. Также рассмотрены теоретические и прикладные вопросы реализации методов искусственного интеллекта, нейронных сетей, нейросимуляции и нейрокомпьютинга, вопросы применения роботов и интеллектуальных обучающих систем в учебном процессе.
На секции «Информационные технологии в экологии и природопользовании» прозвучали доклады по таким проблемам, как геоэкологические аспекты природопользования; рациональное использование природных ресурсов; моделирование и информационные технологии в природопользовании, информационные технологии в оценке параметров окружающей среды; информационные технологии в прогнозе природных катаклизмов.
Вопросы определения и реализации новых направлений информационной безопасности, в том числе развития существующих методов защиты от различных типов атак, обсуждали на секции «Информационная безопасность: новые технологии – новые риски».
В докладах выступающих на секции «Цифровизация экономики: проблемы, решения, новации» рассмотрены основные аспекты трансформации моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере, вызванные внедрением новых цифровых технологий, таких как системы искусственного интеллекта, технологии робототехники, Интернета вещей, технологии беспроводной связи и других; проблемы обработки и анализа больших данных; вопросы негативных последствий цифровизации, среди которых сжатие либо полное исчезновение традиционных рынков, изменение рынка профессий, рост масштабов киберпреступности, уязвимости прав человека в цифровом пространстве.
Подводя итоги прошедшей конференции, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой компьютерных технологий и информационной безопасности КБГУ Татьяна Хаширова сказала:
Важность и востребованность нашего форума подтверждает небывалый интерес к его тематике со стороны участников. На конференции доклады представили ученые из Узбекистана, Азербайджана, Турции, США. География участников из России также обширна и включает регионы от Крыма до Урала. Конференция проводилась в непростых условиях. Пандемия и сохраняющиеся ограничения принесли научной сфере и сфере образования как отрицательные, так и положительные результаты. С одной стороны, отечественный рынок понес огромные убытки и его ждет долгий период восстановления, но с другой – претерпевает небывалые изменения, это путь к новой реальности. Этот вынужденный глобальный эксперимент неизбежно ведет к радикальному переформатированию рынка труда. Уверена, что результаты конференции будут полезны всем ее участникам, а предложенные рекомендации найдут свое применение в дальнейшей практической деятельности каждого из них.