22 октября директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Ольга Михайленко приняла участие в работе межрегионального научно-методического семинара «Перспективы и проблемы полилингвального и поликультурного образования в РФ» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
Как пояснила О.М. Михайленко, полилингвальная культура отражает уровень распространенности языков в образовательном пространстве, а также уровень владения родным и неродными языками в пространстве конкретного социума. Полилингвальное обучение – это процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков.
Министерством просвещения Российской Федерации с 2021 года проводится научно-исследовательская работа «Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования на примере республик Башкортостан, Кабардино-Балкария, Республика Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чечня, Чувашия. Основным исполнителем является Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
В марте 2021 года в КБГУ состоялось подписание договора об академическом сотрудничестве между Башкирским государственным педагогическим университетом им. Мефтахетдина Акмуллы и Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова. Документ, подписанный ректорами вузов Салаватом Сагитовым и Юрием Альтудовым, предусматривает внедрение полилингвального, поликультурного образования, академический обмен обучающимися преподавателями и исследователями, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместных мероприятий и многое другое.
На площадке Акмуллинского университета в очном и дистанционном формате встретились ученые и педагоги из Башкортостана, Москвы, Чувашии, Северной Осетии, Татарстана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики. Обсуждались основные тенденции развития полилингвального и поликультурного образования, вопросы ресурсного обеспечения и учебно-методического сопровождения полилингвального образования, состоялся обмен опытом реализации моделей полилингвального образования в субъектах РФ.
Ольга Михайленко в докладе «Основные тенденции развития полилингвального и поликультурного образования в КБР» отметила, что для нашего региона, где живут разные народы с их уникальной культурой, создание эффективной модели полилингвального образования с использованием инновационных технологий необходимо.
- Раннее обучение языкам нацелено на воспитание полиязычной личности, освоившей ценности языка, готовой к социально-культурному взаимодействию на родном и других языках, способной общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами. Для современного поликультурного пространства Кабардино-Балкарии в условиях глобализации характерно возрождение и обновление национальной культуры в ее исторических традициях, моральных ценностях человека, для передачи их будущим поколениям в рамках демократического развития народов Кавказа, – считает доцент КБГУ, кандидат психологических наук, доктор акмеологии О.М. Михайленко.
Далее директор ИППиФСО обратила внимание на то, что, к сожалению, остаются актуальными проблемы снижения уровня владения национальными языками, ограничения их социальных функций, лингвоэкологической и лингвосоциальной защиты русского языка как государственного и языка межнационального общения. И это несмотря на то, что языковая жизнь в КБР относительно благополучна: русский, кабардинский и балкарский языки провозглашены государственными. Разработана и принята государственная программа, определяющая комплекс мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных языков. В республике создана учебно-методическая база для обучения родным языкам. На государственных языках выходят газеты, журналы, издается художественная литература, ведется теле- и радиовещание.
Важная роль в деле сохранения и развития языков, по мнению Ольги Михайленко, отводится учреждениям образования КБР, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.
- В крупнейшем вузе региона – КБГУ, где обучается около 17 тыс. студентов из 41 субъекта РФ и 43 зарубежных государств, реализуется новый подход к использованию традиционных достижений культуры, включающий в себя активное изучение культурного наследия и религиозных ценностей.
В КБГУ в рамках фестиваля русского языка и культуры «Мы – россияне» проводятся образовательные мероприятия, нацеленные на повышение интереса к проблемам преподавания русского языка, распространение инновационного педагогического опыта в условиях поликультурной и полилингвальной среды. Ведутся научные исследования в рамках научного направления «Русский язык в полиэтнической среде», посвященные различным аспектам формирования билингвальной, полилингвальной личностей в контексте этноязыковой ситуации в Кабардино-Балкарии.
Учеными вуза билингвизм и полилингвизм рассматриваются как объединяющие начала различных социолингвокультурных сообществ Северного Кавказа. В последние годы активно развиваются различные формы сотрудничества с вузами Белоруссии, Казахстана, субъектов СКФО в рамках программы международной летней школы «Корни дружбы наших народов – в нашей истории», включающей научный семинар «Русский мир в многоязычном и поликультурном пространстве», мастер-класс «От понимания конфликтов – к миру и согласию», экскурсию в поликультурный мир и другие мероприятия.
В КБГУ ежегодно проходит Всероссийская научная конференция с международным участием «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания», в ходе которой обсуждаются актуальные проблемы и передовые практики поликультурного образования, формирование полилингвальных компетенций как важнейшего фактора личностного роста и позитивных межкультурных коммуникаций в условиях современной глобальной цивилизации, – поделилась директор ИППиФСО КБГУ.
Ольга Михайленко также привела слова и.о. ректора КБГУ Юрия Альтудова:
- Считаю важным и своевременным реализацию исследовательского проекта для развития национальных языков и культур в регионах Российской Федерации. Педагогическое сообщество КБР готово к взаимодействию с коллегами из Башкирии по дальнейшему развитию полилингвального и поликультурного образования в регионах.
По мнению ректора БГПУ Салавата Сагитова, вопрос о позиции русского языка, который затронула Ольга Михайленко, очень серьезный.
- Я проанализировал программы развития культуры и искусства всех 85 регионов РФ, лишь в двух регионах РФ в программах записано, что одной из задач является развитие русского языка, еще в 20 регионах обозначено, что важную роль имеет развитие государственных языков. Видимо, туда входит и русский язык. Получается, что только в 22 регионах из 85 говорят, что необходимо развивать русский язык. Президент России Владимир Путин, руководство страны оказывают большую поддержку развитию русского языка, потому что русский язык – язык межнационального общения, – сказал Салават Сагитов.
В рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ в течение 2021 года специалисты БГПУ посетили разные регионы страны, в том числе и Кабардино-Балкарию, где ведется полилингвальное образование, изучали существующие формы и методы организации работы в полилингвальных школах, встречались с учителями и школьниками. Научным коллективом Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы было проведено пилотажное исследование «Диагностика языковой компетенции школьников, обучающихся по полилингвальной модели образования», в котором участвовали 26 школ и более 1000 школьников из регионов проекта.
- Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР порекомендовало список школ региона, в которых мы совместно с коллегами из Башкортостана провели мониторинг с целью определения уровня знания английского и родных языков, – рассказала О.И. Михайленко.
Анализ проведенных тестов по иностранным и родным языкам в регионах проекта позволил отметить определенную тенденцию: показатели выполнения тестов по родным языкам заметно выше аналогичных показателей по иностранному (английскому) языку.
Ученые считают, что это вполне объяснимо: в стране отсутствует естественная языковая среда по иностранным языкам, и ограниченное количество часов без дополнительных занятий по данной дисциплине не обеспечивает высокого уровня владения иноязычной компетенцией. Родной же язык является языком изучения, языком общения, а по некоторым языковым моделям, реализуемым в полилингвальных классах, языком обучения. У школьников есть большие возможности говорить на родном языке, как минимум, слышать речь на родном языке вне школьной среды.
Проведен лишь пробный анализ языковой компетенции школьников, но результаты позволяют обратить внимание на те позиции, которые следует усилить в рамках реализации полилингвальных моделей в средней школе, чтобы начатая работа по формированию полилингвальной высокообразованной личности была поставлена на достойную высоту и получила признание в обществе.
Ректор Башкирского государственного педагогического университета Салават Сагитов рассказал, что в планах ученых вуза в ближайшее время провести второй этап исследования в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе в Кабардино-Балкарии, теперь уже по состоянию русского языка в регионе.