В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова прошел онлайн-семинар «Международная академическая мобильность: перспективы сотрудничества».
Представители подразделений КБГУ медицинской направленности и 8 медицинских вузов Республики Узбекистан – обсудили возможности академической мобильности с целью получения образования, повышения квалификации и научно-образовательной деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава.
- От имени 20-тысячного коллектива КБГУ, 90-летний юбилей которого отмечается в 2022 году, позвольте поприветствовать уважаемых коллег из Республики Узбекистан и выразить надежду, что сегодняшняя встреча положит начало расширению и углублению наших отношений в области образования и науки, – открыл заседание и.о. проректора КБГУ по развитию и внешним связям Хусейн Кушхов.
Начальник Главного управления аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете министров Республики Узбекистан Аслиддин Адилов и начальник отдела аттестации образовательных учреждений среднего специального профессионального образования Тухтамиш Азизов говорили о том, что в Узбекистане большой интерес к российскому образованию.
- Сегодня в Республике Узбекистан идет активное реформирование всех систем, включая систему здравоохранения, и медицинское образование занимает одно из приоритетных мест. Мы стараемся внедрить зарубежный опыт, в том числе по студенческой и педагогической мобильности. Уверен, что дискуссионная площадка будет полезной и взаимовыгодной для наших республик в плане заключения договоров о сотрудничестве и обмене опытом и внедрения кредитно-модульной системы обучения, – отметил проректор по учебной работе Ташкентской медицинской академии Шухрат Боймурадов.
О возможностях сотрудничества в сфере международной мобильности научно-педагогических работников и обмена образовательным контентом проинформировал начальник управления стратегических программ и проектов КБГУ Рамазан Лигидов. Он подчеркнул, что в условиях нарастающей глобализации национальные системы образования и науки становятся все более открытыми миру и контактам с зарубежными партнерами. Стимулирующим фактором развития международных связей стала Болонская декларация. В Болонской декларации в качестве задач академической мобильности определяются содействие развитию академической мобильности за счет осуществления свободы передвижения для научных кадров, своевременный и полный доступ к учебным заведениям, их наукоемкой базе и соответствующим образовательным услугам для научных кадров, признание и подтверждение периодов, проведенных научными кадрами в европейских странах, с целью научных исследований, преподавания и переподготовки.
- Академическая мобильность бывает краткосрочной, долгосрочной. По сферам деятельности можно выделить четыре вида академической мобильности: это образовательная мобильность – перемещение с целью получения образования; мобильность с целью повышения квалификации; научная (научно-исследовательская) мобильность; преподавательская мобильность. Мы рассматриваем возможность развития наших взаимоотношений и дальнейшего сотрудничества по всем направлениям, – сказал Рамазан Лигидов.
Направления образования медицинского факультета КБГУ представила участникам семинара замдекана медфака Айшат Ачабаева:
- На сегодняшний день медфак КБГУ, которому в прошлом году исполнилось 50 лет, реализует образовательные программы высшего образования по 4 направлениям специалитета: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация», «Медико-профилактическое дело»; по программам подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре – 32 специальности, в аспирантуре – 15 специальностей, 1 специальность по хирургии в докторантуре. Всего на медицинском факультете обучается почти 3700 человек.
Директор института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии доктор медицинских наук, профессор Магомет Мустафаев проинформировал участников совещания о вверенном ему подразделении, отметив, что с Узбекистаном ИСиЧЛХ КБГУ связывают давние дружеские отношения.
- У нас есть договорные обязательства о сотрудничестве с Ташкентским государственным стоматологическим институтом, коллеги из Ташкента участвуют в ежегодных международных форумах «Вершины Кавказа», в олимпиадах. Мы также имеем договорные отношения с Самаркандским государственным медицинским институтом, – сказал Магомет Мустафаев.
Он также сообщил, что в созданном в 2018 году ИСиЧЛХ учебный процесс осуществляется по трем уровням высшего образования: специалитет, ординатура, аспирантура. Весь учебный процесс находится под аудио-визуальным контролем. Отработка мануальных навыков происходит в аккредитационно-симуляционном центре. Сейчас в институте обучается 1206 человек, из них 254 иностранных студента.
После презентации медицинских направлений КБГУ сотрудники университета ответили на ряд вопросов коллег из Узбекистана. Так, декан лечебного факультета Ташкентской академии Барно Халматова заметила, что для того, чтобы студент мог быть академически мобильным, нужна одинаковая программа обучения. Как быть, если программа будет разниться?
Директор центра новых образовательных технологий КБГУ Зарема Нахушева прокомментировала:
- Что касается обменных модулей и сетевых программ, то мы можем сделать совпадающие модули. Нам необязательно, чтоб совпадали полностью наши образовательные программы, достаточно, чтоб совпадали модули, которыми мы обмениваемся. Точно так же академическую мобильность можно сделать по практикам. Если мы отправляем студента на практику, то там должны совпадать тема и цели практики.
Декан медико-профилактического факультета и общественного здоровья Ташкентской медицинской академии Феруза Саломова спросила, идет ли подготовка на медфаке КБГУ по направлению «Медико-профилактическое дело».
- Первый набор по данному направлению в КБГУ планируется в 2022 году, – пояснила Айшат Ачабаева.
Проректор Ташкентской медицинской академии Шухрат Боймурадов поинтересовался у директора ИСиЧЛХ КБГУ, кто может поступить на специальность «Пластическая хирургия». Магомет Мустафаев ответил, что направление «Пластическая хирургия» реализуется в рамках программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и поступление на данную специальность возможно при наличии высшего образования (специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»).
На вопрос о том, можно ли пользоваться электронными платформами КБГУ для онлайн-обучения, Зарема Нахушева дала ответ, что это возможно при наличии двустороннего соглашения.
В заключение стороны поблагодарили друг друга за плодотворный разговор и выразили надежду на дальнейшее тесное сотрудничество.
Как отметил Рамазан Лигидов, все презентации и контакты будут направлены для ознакомления в медицинские вузы Республики Узбекистан.