Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и АО «Автоваз» подали совместную заявку для участия в федеральном проекте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В ПИШ будут готовить инженерные кадры для автомобильной промышленности.
– Отечественные компании, в том числе Автоваз, испытывали и будут испытывать потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах и освоении новых технологий при проектировании и производстве. Успешная реализация этого проекта позволит обеспечить новыми решениями и компетентным персоналом целый ряд перспективных, стратегически важных для нашей страны проектов в области автомобилестроения, – подчеркивает вице-президент АО «Автоваз» Дмитрий Михаленко. – Одна из главных задач ПИШ – чтобы выпускники ТГУ, прошедшие обучение по инновационным программам, оставались работать здесь, в реальном секторе экономики.
В рамках конкурса по созданию передовых инженерных школ ТГУ претендует на 680 млн рублей федеральных средств с 2022 по 2024 год. Автоваз выступает в роли высокотехнологичного партнёра ТГУ.
Решение о создании передовой инженерной школы поддержал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В случае победы университета в конкурсе на софинансирование программы развития ПИШ «Автоваз-ТГУ» до 2030 года будут ежегодно выделяться бюджетные ассигнования из средств региона в размере 20 млн рублей. Общий бюджет ПИШ, включая средства от оказания научно-технических и образовательных услуг предприятиям автомобильного кластера, достигнет 3,9 млрд рублей до 2030 года включительно.
– Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам и способам конструирования невозможен без высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому принято совместное решение Автоваза и ТГУ о создании передовой инженерной школы для подготовки инженерной элиты. Подготовка будет основана на реальной проектной деятельности. К этому мы идем, начиная с 2017 года, когда соответствующая концепция была принята в рамках программы развития ТГУ до 2021 года как опорного университета. Эта концепция развивается нами в соответствии с новой Программой развития ТГУ до 2030 года, поддержанной на федеральном уровне по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект создания ПИШ «Автоваз–ТГУ» – это фокусировка на подготовке инженеров в интересах автомобильной отрасли, – заявил ректор ТГУ Михаил Криштал.
Особенностью подготовки станет непосредственное участие будущих и уже дипломированных молодых инженеров в прорывных исследованиях и разработках по основным научным направлениям ПИШ, направленным на решение фронтирных инженерных задач.
– ПИШ должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных инженеров, готовых к самостоятельной инженерной деятельности, решению комплексных инженерных задач, широко эрудированных в своей сфере, понимающих роль научных исследований, знающих фронтиры мировой научной повестки и понимающих тенденции по появлению и развитию инноваций в своей профессиональной сфере. Такой инженер должен уметь работать в команде, знать современные методы и инструменты управления проектами, владеть профессиональными программными продуктами. Он должен понимать ценность создаваемых им инновационных продуктов, видеть их коммерческий потенциал и уметь защищать результаты интеллектуальной деятельности. Подготовить такого инженера можно только в соответствующей среде в реальной профессиональной деятельности рядом с опытными наставниками, решая актуальные комплексные задачи, включающие полный жизненный цикл изделия – НИР, ОКР, технологические работы, создание опытных образцов, подготовку производства, эксплуатацию и утилизацию. – подчеркнул Михаил Криштал.
Для решения фронтирной инженерной задачи сформирован целый пул исследований и инновационных разработок, сгруппированных в четыре крупные научные проекты-программы, задающие основные направления работ.
Прежде всего, это реинжиниринг высокотехнологичных автокомпонентов, с использованием передовых технологий и инновационных решений. Этот проект направлен, на реинжиниринг автокомпонентов, которые импортировались и не имеют производственных аналогов в РФ. Планируется создать полный комплекс инжиниринговых услуг и инновационных разработок в интересах индустриального партнера и его поставщиков.
Второе направление – технологии декарбонизации, включающие полный жизненный цикл транспортного средства, в том числе разработку и проектирование систем и компонентов силового агрегата, работающих на альтернативном топливе.
– Ещё одно важное направление – создание функциональных материалов и инжиниринг поверхности. У ТГУ имеется серьёзный научно-инновационный задел в области новых материалов, в том числе по созданию магниевых сплавов и технологий их обработки. Серьезные разработки по инжинирингу поверхности и покрытиям, в том числе методам плазменно-электролитического оксидирования, газопламенного и газопламенного напыления, ионно-вакуумного напыления. Разработаны технологии создания облегченных пеноматериалов на основе алюминия и магния. Есть опыт работы с термопластичными полимерными композитами, компетенции по ультразвуковым технологиям и широкому спектру технологий сварки, – отметил директор института машиностроения ТГУ Александр Селиванов.
Четвёртое научное направление – «Цифровые двойники изделий и сквозные передовые производственные технологии». Проект направлен на создание платформенных решений на основе цифровых двойников для локализации их производства на российских предприятиях.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.