Что такое универсальные проектные компетенции управлении социальными рисками детства и почему они актуальны? У сложных проблем не бывает простых решений. Особенно, если речь идет о детстве и взрослении, процессах становления личности и формирования поведенческих стратегий, преодолении трудных жизненных и юридически значимых ситуаций, многочисленных социальных рисках современной жизни, с которыми сталкиваются отдельные люди, семьи, коллективы, ведомства, общество и даже государства. Новые вызовы времени, где цифровой виртуальный мир становится значительной частью реальной жизни, задают еще более трудно разрешимые задачи, ответить на которые в рамках узкоспециальных знаний и компетенций невозможно.
Что же может стать ключом к этим проблемам, где бы они ни возникали? Мы считаем, что таким ключом могут стать универсальные проектные компетенции и высокая проектная культура, которые в любом профессиональном поле позволяют понимать и хорошо разбираться в причинах, видах, оценке и последствиях социальных рисков (в частности, в сфере детства), а также знать о возможностях компенсации последствий социальных рисков в рамках определенных правовых механизмов. Специалист, обладающий проектными компетенциями, умеет разработать и логически выстроить свою деятельность по управлению социальными рисками, обосновать необходимость и достаточность методов, применяемых для решения поставленных задач, найти ресурсы для его реализации, воплотить проект в жизнь, управлять им, оценить и проанализировать полученные результаты. Именно эти умения являются основными образовательными задачами магистерской программы «Доказательное проектирование и оценка эффективности программ в области управления социальными рисками в сфере детства (https://publishernews.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=753338&preview=1)», реализуемая на факультете юридической психологии МГППУ (https://mgppu.ru/project/83). Программа открыта при поддержке Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (http://eval.ru) и Центра доказательного социального проектирования МГППУ.
Важно понимать, что реализация проектов и программ особенно в сфере детства – это специфическая область деятельности, требующая особых психологически грамотных подходов к их разработке, оценке, продвижению и институционализации. Технологии проектирования и оценки проектов – относительно новая и динамично развивающаяся область знаний, в которой продуманная, внимательная трансляция имеющегося опыта в сферу современного детства – важный методологический принцип построения образовательного процесса данной магистерской программы.
Приоритеты программы:
- ориентированность на практику: в рамках программы разрабатываются и реализуются учебные проекты и исследования, обосновывающие проектные решения;
- системность - курсы программы формируют целостное представление о процессе проектирования в деятельности социально-ориентированных организаций;
- доказанная эффективность - научный подход к обоснованию проектов и оценке их результатов.
Обучение очное с применением дистанционных технологий, что делает его доступным для студентов из регионов Центрального федерального округа и других субъектов Российской Федерации, 20 бюджетных мест, продолжительность обучения 2 года, квалификация, присваиваемая выпускникам – магистр.
Главной особенностью программы является индивидуальный подход к практике проектирования. В ходе обучения каждый магистрант сможет работать над собственным проектом и его научным обоснованием, получать поддержку не только от научного руководителя, но и от индивидуального куратора его проекта. Многие выпускники программы в рамках обучения подают заявки на конкурсы социальных проектов и получают гранты от Фонда Президентских грантов, ведомственных конкурсов в Москве и регионах (например, Департаментов соцзащиты, образования, мэров и губернаторов и пр.). Проекты, разрабатываемые и осуществляемые нашими магистрантами и выпускниками, отличаются системной целостностью, инновационностью и оригинальностью идей, психологически обоснованными методами и технологиями, обеспечивающими достижение результатов.
И формат обучения, и содержание программы, и вовлечение магистрантов в учебные и вне учебные активности МГППУ (например, Студенческое научное общество, реализация госзаданий и проектов, волонтерская деятельность, научно-методические мероприятия, конференции, обменные программы) создают уникальное социальное пространство. Оно дает новые возможности для профессионального и личностного самоопределения, развития сообществ поддержки и междисциплинарных команд и проектных групп, генерирования идей и реализации смелых инициатив, расширения географии сотрудничества, пополнения арсенала эффективных инструментов для работы и жизни наших выпускников.
Где могут быть применены полученные в магистратуре знания?
Прежде всего, программа ориентирована на представителей социально ориентированных некоммерческих организаций и социально ответственный бизнес. Это система профилактики, в которую входят все виды образовательных организаций, система соцзащиты, здравоохранения, органы правопорядка, учреждения культуры, спорта и других сфер, связанных с детством. Кроме того, это могут быть отделы корпоративной социальной ответственности в коммерческих структурах; государственные и муниципальные предприятия; органы местного самоуправления; организации, оценивающие качество социальных проектов и программ; любые другие организации, поддерживающие инновации в социальной сфере.
Преподаватели и эксперты программы - ведущие специалисты в области социального проектирования и общественные деятели; ученые, исследователи, эксперты в области управления социальными рисками детства, авторы учебников и монографий; российские и зарубежные практики - авторы и руководители проектов по реализации современных технологий с доказанной эффективностью.
Магистранты помимо основного обучения в МГППУ могут пройти стажировки, курсы повышения квалификации, в т.ч. международные, а также переподготовку по интересным для них направлениям профессиональной деятельности.
Авторы - Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель магистерской программы «Доказательное проектирование и оценка эффективности программ в области управления социальными рисками в сфере детства»; Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, декан факультета Юридической психологии МГППУ.