Метод школьной медиации вот уже около десяти лет применяется во всех регионах Российской Федерации, сегодня его используют десятки тысяч человек. Всего в стране работает свыше тридцати тысяч служб медиации (примирения), в основном сосредоточенных в общеобразовательных организациях. Федеральный Центр защиты прав и интересов детей ведет официальный реестр некоммерческих организаций, применяющих восстановительные, а также медиативные технологии при работе с детьми, а также осуществляет регулярные мониторинги служб школьной медиации и школьных служб примирения. Сегодня общепризнано, что эта технология — один из лучших инструментов по созданию безопасной среды в пространстве общеобразовательной организации.
Создание сети служб медиации (примирения) многие годы продвигалось силами энтузиастов, ее развитие прошло уже несколько этапов. Это — теоретическая разработка метода, создание нормативно-правовой базы, апробация метода в различных пилотных проектах и отработка методических рекомендаций по его внедрению в российские школы и другие образовательные организации. Главной проблемой сейчас стало повышение качества подготовки специалистов, работающих с детьми с помощью этого метода.
Если метод «Школьная медиация» развивался в рамках общих направлений и этапов развития российского института медиации, то метод «Восстановительная медиация» основан на идеях восстановительного правосудия. К сожалению, оба направления предотвращения и разрешения конфликтов в образовательной среде до последнего времени развивались параллельно и независимо друг от друга, что во многом обусловило трудности первого этапа. Попытка их объединить была предпринята только в 2020 г., в новых Методических рекомендациях Министерства просвещения РФ, а первые итоги были подведены на Всероссийском совещании школьных служб примирения и медиации, проведенном Министерством просвещения РФ 24 сентября 2020 г.
К числу первоочередных задач нового периода необходимо отнести разработку единой системы подготовки кадров. Полагаем целесообразным начинать ее с бакалавриата, по ряду направлений подготовки (ФГОС) «Образование и педагогические науки» и в увязке с профстандартом «Специалист в области медиации (медиатор)».
Важной проблемой является недостаточное владение медиаторами практикой применения медиативных и восстановительных технологий, что связано в том числе и с отсутствием регулярных тренингов и супервизии, а также единой системы переподготовки и повышения квалификации среди работающих специалистов.
Нет разработанной теории и, главное, практических алгоритмов, какие инструменты медиатора являются наиболее эффективными в той или иной конкретной ситуации, как определять медиабельность конфликта, когда необходимо привлечение психологов и иных специалистов, что повышает риски психологической травмы для всех его участников, включая и самого медиатора.
Несмотря на многолетние разговоры, до сих пор нет единого портала, на котором можно было бы быстро получить информацию о практиках школьной (и не только) медиации, а те, которые существовали, в настоящее время не функционируют.
Мир все больше и больше переходит в онлайн, и за прошедшие два года в МГППУ накоплен весьма положительный опыт академической подготовки медиаторов как на базе магистерской программы «Медиация в социальной сфере» на основе дистантного обучения, так и в формате ДПО, что позволило привлечь в том числе магистрантов и слушателей из других регионов. Наш опыт показал, что подготовка медиаторов онлайн, в том числе отработка практических навыков и технологий проведения процедуры медиации не только возможна, но и вполне эффективна. Успешное развитие школьной медиации в целом ряде регионов позволяет обоснованно утверждать, что институт школьной медиации (примирения) состоялся, востребован обществом и имеет большой потенциал для развития.
Авторы: Вечерина Ольга Павловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ; Путалова Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ.