Студенты центра дизайна Тольяттинского государственного университета (ТГУ) будут создавать сувенирную продукцию. В рамках творческой коллаборации с Тольяттинским краеведческим музеем (ТКМ) они разработают собственную линейку товаров для повышения туристической привлекательности Тольятти.
Сотрудничество студентов с культурным учреждением стало возможным благодаря гранту фонда Владимира Потанина в размере трёх миллионов рублей. По условиям конкурса «Креативный музей», потратить средства и реализовать проект ТКМ может только вместе с представителями креативных индустрий, рассказывает старший научный сотрудник отдела развития информационных технологий ТКМ и автор проекта Светлана Борисова:
– Мы давно знаем, что в ТГУ есть центр дизайна – видели воплощение их творческих идей на городских мероприятиях. Поэтому, когда придумали проект и стали искать партнёра для его реализации, долго не думали и пригласили в том числе студентов-дизайнеров.
В начале следующего года обучающиеся центра дизайна примут участие в воркшопах, где совместно с городскими фотографами, художниками и другими представителями творческих профессий будут продумывать тематику будущих сувениров: от открыток и значков до худи, носков и съедобных подарков. Главное, чтобы в результате мозгового штурма родились необычные, креативные сувениры, которые можно будет купить туристам или подарить иногородним и иностранным делегациям.
– Сувенирная продукция в Тольятти есть и сейчас, – отмечает Светлана Борисова, – но она совершенно обычная: значки, открытки, причём зачастую низкого качества. Хорошие же вещи существуют практически в единственном экземпляре и не поставлены на поток, о них мало кто знает. Мы хотим популяризировать необычные подарки, созданные с учётом места, в котором мы живём, ведь сувенир должен существовать в историческом контексте. У нас в Тольятти популярны сувениры по мотивам 80–90-х годов, но ведь этой эпохой история города не ограничивается.
Роль сотрудников музея в проекте будет заключаться в том, чтобы направить мысли креативщиков в нужное русло, предложить необычную идею для создания сувениров, а также следить, чтобы участники воркшопов не пренебрегали исторической достоверностью. По результатам мозговых штурмов планируется создать от семи до десяти линеек сувенирки для людей разного возраста и интересов. Свою отдельную тематику разработают и студенты ТГУ:
– У студентов-дизайнеров есть дисциплина, – рассказывает доцент центра дизайна ТГУ Марина Шилехина, – в рамках которой они учатся видеть знаковые системы в городе, то есть «вытаскивать» из города то уникальное, что делает его непохожим на другие. Например, приезжая в Питер, вы видите архитектуру, лепнину, мозаику, малые архитектурные формы – всё это вместе создаёт пространство, наблюдая которое вы неосознанно считываете знаковые коды города и закрепляете в голове его образ. Цель наших студентов – сделать то же самое для Тольятти, найти его уникальный код (они, конечно, делают это уже осознанно) и спроектировать продукты дизайна. Сувенирная продукция – это лицо города, которое многое говорит об уровне культуры места, в которое вы приехали. Первостепенная задача для повышения его туристической привлекательности состоит в том, чтобы создать яркую, самобытную и современную сувенирную продукцию, непохожую на аналогичную в других городах. У центра дизайна ТГУ уже есть опыт изготовления сувениров внутри университета, и мы рады, что ТКМ выбрал нас в качестве партнёров. Потому что музей – это то место, которое может запустить процесс популяризации, сделать так, чтобы наши идеи работали на город и для людей. Участвуя в этом проекте, ТГУ вносит свой вклад в развитие идентичности Тольятти.
Увидеть кепки, носки, шопперы и другие результаты совместного творчества креативщиков и историков все желающие смогут на большой презентации в конце следующего года. Впрочем, авторы проекта не исключают, что часть продукции тольяттинцы оценят уже на день города летом следующего года.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.