Пётр Великий и его восхождение на престол, войны и дипломатия, быт простого народа и частная жизнь царя — многогранную эпоху правления первого российского императора исследовали историки со школьниками и студентами Ростова-на-Дону. В мультимедийном историческом парке «Россия — Моя история» 18 октября состоялся форум «Петровские времена» в рамках масштабного одноименного просветительского проекта Российского общества «Знание». В нем приняли участи 300 ростовчан и гостей города.
Исторический форум в южной столице был наполнен интересными лекциями, а также дискуссиями наставников и молодежи об эпохе, изменившей страну и мир, о переломных событиях, позволивших России заявить о себе как о мощном и самостоятельном участнике мировой политики, об исторических параллелях между современностью и периодом правления Петра Великого.
В приветственном слове руководитель исторического парка «Россия — моя история» Виктор Гладкий предложил участникам закрепить полученные на лекциях знания в экспозиционных залах парка, где очень полно представлена информация об эпохе Петра Великого.
Встречу открыла лекция аспиранта кафедры международных отношений, преподавателя истории и обществознания ЧОУ «Гимназия Дебют-УНИ» при Пятигорском государственном университете Ивана Худякова. О периоде двоецарствия царевича Петра и его брата Ивана, регентстве Софьи и последующем отстранении ее от управления государством, об интригах и конфликтах вокруг молодого царевича и о первых самостоятельных решениях Петра рассказал историк.
«Юношеские годы Петра пришлись на период длительной и напряженной борьбы двух сильнейших семей: семьи Милославских и семьи Нарышкиных, каждая из которых стремилась к престолу. События этого времени, в частности Стрелецкий бунт 1682 года, спровоцированный Милославскими, изменили и закалили молодого царя. Пётр стал жестким, волевым и решительным. А убийство родственников и интриги сводной сестры, царевны Софьи, привели к неприятию Петром старых московских порядков и подтолкнули его к европеизации России», — рассказал Иван Худяков.
Лекцию о важной составляющей петровских времен — о внешней политике и дипломатии — прочитал учитель истории и обществознания Областного государственного автономного образовательного учреждения «Образовательный комплекс «Алгоритм успеха» Семён Кириллов. Отношения с европейскими странами и Османской империей, борьба за выход к Черному и Балтийскому морям, открытие дипломатических представительств в других странах и личный прием послов Петром — интересные факты о петровской дипломатии описал наставник. Особое внимание слушателей он обратил на результаты внешней политики первого российского императора — страна достигла могущества и заявила о себе как о мощном, самостоятельном и независимом участнике международных отношений.
В продолжение этой темы преподаватель истории и обществознания, победитель конкурса «Учитель года — 2018» в номинации «Педагогический дебют» Анастасия Донцова осветила историю Северной, или иначе Русско-шведской, войны 1700–1721 годов. Причины и предпосылки этой военной кампании, поражение под Нарвой и неудачный Прутский поход, победоносные сражения под Полтавой и у мыса Гангут, заключение в 1721 году Ништадтского мира и выход к Балтийскому морю, а также значение войны для всей последующей внешней политики обсудила с аудиторией лектор.
Малоизвестные факты о личности Петра Великого и его частной жизни привел учитель истории и обществознания, блогер, эксперт в области истории России Александр Деманов. Спикер рассказал о взаимоотношениях Петра с его первой женой Евдокией Лопухиной, второй — Мартой Скавронской, будущей Екатериной I, с наследником — царевичем Алексеем, а также о непростых решениях, которые царю приходилось принимать в отношении членов своей семьи.
Столь же увлекательной стала лекция преподавателя по истории и обществознанию в Центре «Перспектива» и Образовательном центре «Сириус», Учителя года Дона 2015 Артёма Лопатина, посвященная культуре и быту петровских времен. О том, как уживались наука, религия и колдовство в начале XVIII века, какая роль в общественных отношениях была отведена церкви, как стремительно развивавшаяся при Петре наука повлияла на повседневную жизнь простого народа, какие наказания существовали за «чародейство и идолопоклонство», узнали участники форума из выступления педагога.
По окончании культурного форума ребята проверили свои знания о петровских временах в интеллектуальной викторине, а также посетили с экскурсией постоянную экспозицию парка «Россия — Моя история» в Ростове-на-Дону. Информационные интерактивные стенды, 3D-инсталляции, анимации, цифровые реконструкции позволили участникам исторического интенсива познакомиться с интересными фактами из истории своей страны.
По мнению лекторов Общества «Знание», участие в форуме «Петровские времена» способствует формированию у молодого поколения понимания многих значимых для истории России процессов, помогает лучше разбираться в геополитических вопросах и понимать современные стратегические интересы Российского государства.