Анализ личных бюджетов студентов 1 курса очной формы обучения одного из московских вузов за несколько последних лет (с 2019-2022 г.г.) позволил выявить следующие особенности: основными статьями доходов являются карманные деньги, которые они получают от родителей, а также стипендия и социальные выплаты в виде социальных пенсий. Все чаще в бюджете студентов появляются иные виды дохода. Это может быть заработная плата, либо доход от инвестиционной деятельности, либо от самозанятости.
Желание студентов иметь материальную независимость от родителей, либо приобрести опыт работы и практические навыки, приводит к тому, что в их бюджетах на современном этапе находят отражение новые формы занятости и получения новых видов дохода, которые предлагает законодательство.
При этом основные статьи расходов студентов включают оплату:
- питания;
- проезда до университета;
- досуга;
- одежды;
- проживания;
- связи.
Некоторые обучающиеся посещают салоны красоты и даже путешествуют. Расходы на проживание зависят от места проживания студента, так, если молодой человек проживает с родителями, то это один случай расходов, если же он проживает отдельно от родителей, то в этом случае имеет место иной вариант студенческого бюджета.
Многие обучающиеся, имея профицитный бюджет, стараются сформировать так называемую «подушку безопасности», которую готовы употребить на дорогостоящие покупки в будущем, либо покрыть неожиданные затраты, планировать которые бывает не всегда возможно.
Следовательно, принимая во внимание вышеописанные моменты, можно отметить, что основная финансовая нагрузка приходится в современном студенческом бюджете на родителей, сами студенты задумываются об увеличении своих доходов, но учеба для большинства из них остается в приоритете. Те, кто решается увеличить размер своего дохода, стараются сделать это на основе гибких форм занятости, что в свою очередь привносит в их бюджет новые виды дохода. Расходы при этом, как правило, стандартные, где большая часть покрывает стоимость продуктов питания и формирует сбережения.
Хочется отметить, что изменения в личном бюджете открывают не только новые возможности для самих ребят, но и формируют у них новые качества, делают их более самостоятельными.
Автор: Марина Витальевна Радостева – Доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета.