15.12.2022 12:31
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2209; сегодня: 2.

Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников

Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников

Общение имеет первостепенное значение в образовании. Будь то учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и учитель, учитель и родитель, учитель и администратор или администратор и родитель, или наоборот, общение необходимо для того, чтобы ученики успешно осваивали новые знания.

Большая часть информации передается посредством невербального общения. Мимика и жесты играют важную роль в оценке собеседников. В процессе невербального общения информация, получаемая участниками, включает в себя эмоциональное состояние друг друга, темперамент и навыки общения, социальный статус и принадлежность к определенной группе или субкультуре, отношения и общение с партнерами.

В настоящее время доказано, что трудности процесса межличностного общения в условиях визуальной ограниченности могут проявляться в процессе:

- формирования первого впечатления о человеке;

- формирования представления о внешности человека;получения обратной связи между партнерами;

- акта взаимодействия и др.

Причинами, усложняющими процесс межличностного общения слепых и слабовидящих, могут быть:

- нехватка эмоционального и личного общения;

- низкий уровень развития вербальных и невербальных методов общения;

- партнер по общению не может быть обнаружен с помощью анализатора безопасности;

- некоторые люди с нарушениями зрения обладают негативными характеристиками (замкнутость, отсутствие навыков общения и т.д.).;

- наличие длительного депрессивного состояния и т.д.

Причины, которые прямо или косвенно оказывают негативное влияние на процесс межличностного общения слабовидящих из-за визуальной ограниченности, неизбежно определяют возникновение коммуникационных барьеров и трудностей в общении для слабовидящих.

В настоящее время разработаны методы и приемы устранения коммуникативных барьеров и трудностей в межличностном общении в условиях визуальной ограниченности, а также они внедрены в современных специальных образовательных учреждениях в рамках формирования направления образовательной коррекции общения. В то же время необходимо иметь в виду, что работа в этой области требует от специальных преподавателей не только понимания особенностей межличностного общения, осуществляемого в случае нарушения зрения, и владения определенными методами для повышения его эффективности, но и определенной психологической грамотности.

В рамках дифференцированного подхода к учащимся с внешними коммуникативными барьерами, с одной стороны, рекомендуется усердно работать над повышением уровня вербальных и невербальных методов общения для слепых и слабовидящих учащихся, а также развивать способность выражать свое состояние и настроение с их помощью. С другой стороны, целенаправленно сотрудничать со своим социальным окружением, чтобы устранить предрассудки, клише и социальные стереотипы, связанные с людьми, находящимися в условиях визуальной ограниченности, и улучшить понимание особенностей их коммуникативного поведения.

Специальные педагоги должны помнить, что существуют два вида трудностей, имеющие первичный характер, зависящие от природных свойств человека, их отличает предопределенность и неизбежность возникновения. Например, биологические, психофизиологические, личностные свойства (агрессивность, тревожность, ригидность и др.).

Имеющие вторичный характер могут быть вызваны следующими причинами:

- психогенный характер (результат психологического стресса, тяжелых;

- переживаний и неудач, а также недостаточной самооценки);

- социогенный характер (неудачный опыт эмоционального и социального;

- контакта, неправильное суждение в образовании, определенные условия общения и т.д.).

Трудности в общении, вызванные психогенными причинами, приведут к определенным негативным изменениям, в особенности в доверительном общении.

Эффективность коррекционной работы по оптимизации процесса межличностного общения слепых и слабовидящих учащихся при формировании их коммуникативной деятельности во многом зависит от психологической грамотности специальных педагогов. С другой стороны, большую роль в развитии и корректировки коммуникативных способностей ребёнка играют его родители. Однако зачастую, когда ребенок рождается с особенностью зрения или какой-либо еще, он попадает в условия «социальной изоляции», родители недостаточно с ним общаются, в следствии чего ребенок недополучает ласку и внимание, речевую практику и практику межличностных отношений.

Автор: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ.

Тематические сайты: Образование, Психология
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 155 публикаций
Сайт: mgppu.ru/news
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...