Общение имеет первостепенное значение в образовании. Будь то учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и учитель, учитель и родитель, учитель и администратор или администратор и родитель, или наоборот, общение необходимо для того, чтобы ученики успешно осваивали новые знания.
Большая часть информации передается посредством невербального общения. Мимика и жесты играют важную роль в оценке собеседников. В процессе невербального общения информация, получаемая участниками, включает в себя эмоциональное состояние друг друга, темперамент и навыки общения, социальный статус и принадлежность к определенной группе или субкультуре, отношения и общение с партнерами.
В настоящее время доказано, что трудности процесса межличностного общения в условиях визуальной ограниченности могут проявляться в процессе:
- формирования первого впечатления о человеке;
- формирования представления о внешности человека;получения обратной связи между партнерами;
- акта взаимодействия и др.
Причинами, усложняющими процесс межличностного общения слепых и слабовидящих, могут быть:
- нехватка эмоционального и личного общения;
- низкий уровень развития вербальных и невербальных методов общения;
- партнер по общению не может быть обнаружен с помощью анализатора безопасности;
- некоторые люди с нарушениями зрения обладают негативными характеристиками (замкнутость, отсутствие навыков общения и т.д.).;
- наличие длительного депрессивного состояния и т.д.
Причины, которые прямо или косвенно оказывают негативное влияние на процесс межличностного общения слабовидящих из-за визуальной ограниченности, неизбежно определяют возникновение коммуникационных барьеров и трудностей в общении для слабовидящих.
В настоящее время разработаны методы и приемы устранения коммуникативных барьеров и трудностей в межличностном общении в условиях визуальной ограниченности, а также они внедрены в современных специальных образовательных учреждениях в рамках формирования направления образовательной коррекции общения. В то же время необходимо иметь в виду, что работа в этой области требует от специальных преподавателей не только понимания особенностей межличностного общения, осуществляемого в случае нарушения зрения, и владения определенными методами для повышения его эффективности, но и определенной психологической грамотности.
В рамках дифференцированного подхода к учащимся с внешними коммуникативными барьерами, с одной стороны, рекомендуется усердно работать над повышением уровня вербальных и невербальных методов общения для слепых и слабовидящих учащихся, а также развивать способность выражать свое состояние и настроение с их помощью. С другой стороны, целенаправленно сотрудничать со своим социальным окружением, чтобы устранить предрассудки, клише и социальные стереотипы, связанные с людьми, находящимися в условиях визуальной ограниченности, и улучшить понимание особенностей их коммуникативного поведения.
Специальные педагоги должны помнить, что существуют два вида трудностей, имеющие первичный характер, зависящие от природных свойств человека, их отличает предопределенность и неизбежность возникновения. Например, биологические, психофизиологические, личностные свойства (агрессивность, тревожность, ригидность и др.).
Имеющие вторичный характер могут быть вызваны следующими причинами:
- психогенный характер (результат психологического стресса, тяжелых;
- переживаний и неудач, а также недостаточной самооценки);
- социогенный характер (неудачный опыт эмоционального и социального;
- контакта, неправильное суждение в образовании, определенные условия общения и т.д.).
Трудности в общении, вызванные психогенными причинами, приведут к определенным негативным изменениям, в особенности в доверительном общении.
Эффективность коррекционной работы по оптимизации процесса межличностного общения слепых и слабовидящих учащихся при формировании их коммуникативной деятельности во многом зависит от психологической грамотности специальных педагогов. С другой стороны, большую роль в развитии и корректировки коммуникативных способностей ребёнка играют его родители. Однако зачастую, когда ребенок рождается с особенностью зрения или какой-либо еще, он попадает в условия «социальной изоляции», родители недостаточно с ним общаются, в следствии чего ребенок недополучает ласку и внимание, речевую практику и практику межличностных отношений.
Автор: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ.