На платформе Учи.ру прошла онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству. Участниками соревнования стали 1 959 514 школьников 1-9 классов со всей страны. Это на 300 тысяч учащихся больше, чем годом ранее.
Мероприятие проводилось при содействии Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России в соответствии с задачами национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Цель олимпиады — повышение уровня финансовой грамотности и развитие предпринимательских навыков школьников. Олимпиадные задания не требовали специальных знаний и были приближены к реальной жизни: они отражали ситуации, с которыми может столкнуться каждый ребенок.
Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству проходит уже в шестой раз. Интерес к ней ежегодно растет: в позапрошлом году онлайн-олимпиада охватила более 800 тыс. учеников, а в 2022 году в ней приняло участие 1 млн 655 тыс. школьников. По итогам 2023 года количество участников относительно прошлого года выросло на 18% и составило 1 959 514 участников.
В этом году олимпиада открылась с онлайн-урока руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамуты «Как не потеряться в мире финансов и достичь своей цели: пять правил». Он познакомил учеников с тем, как грамотно планировать бюджет, распознавать мошенников и куда лучше инвестировать денежные средства. Эти темы поднимались и в самой олимпиаде.
Ученики 1–9 классов проверили знания сразу по нескольким направлениям: базовые понятия финансовой грамотности, основы предпринимательства, принципы экологического потребления. Многие игровые задания были направлены на развитие таких навыков, как планирование бюджета, лидерские качества, разумный подход к риску и критическое мышление.
Среди заданий, с которыми большинство школьников справилось лучше всего, можно выделить задачу «Мошенники». В ней проверялось умение ребят защищать данные от различных махинаций: с ней справились почти все участники (84%). Большинству школьников (75%) удалось правильно решить задание на анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз для развития бизнеса.
Самой сложной оказалась задача «Блинная» на проверку предпринимательских навыков, развитию которых способствует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». Для ее решения ребенку требовалось продумать, какое оборудование необходимо для ведения бизнеса в формате небольшого кафе, какую цену лучше всего назначить на услуги, как продвигать свое дело и организовать клиентский сервис. Справиться с «Блинной» удалось 5% участникам. Задача «Страхование», где нужно было выбрать оптимальную страховку, учитывая описанные риски, тоже оказалось сравнительно сложной — верно решить ее получилось у 11% школьников.
«Результаты олимпиады показали, что ребята серьезно относятся к оценке рисков и демонстрируют высокий уровень финансовой грамотности. Блок по предпринимательским навыкам оказался для школьников самым сложным, и это говорит о востребованности практических задач, моделирующих работу реальных предприятий. Учиться принимать управленческие решения в бизнесе, пробовать разные стратегии поведения на рынке, совершенствовать операционную деятельность можно в игровой форме и в различных образовательных форматах, чему в том числе способствует национальный проект „Малое и среднее предпринимательство“», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
«Формат интерактивных онлайн-олимпиад уже не первый год объединяет миллионы школьников в их стремлении узнавать новое и открывать школьные предметы с неожиданных сторон. В этом смысле олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство» познакомила участников не только с тем, как грамотно управлять личным капиталом, но и как организовать свое дело и какие факторы на него могут повлиять. Верю, что обретенные знания помогут ребятам осознанно подходить к достижению личных и семейных финансовых целей, ведь это важный аспект в жизни каждого из нас», — отметил генеральный директор образовательной платформы Илья Паршин.
Ученики получат диплом, грамоту или сертификат участника в зависимости от количества набранных баллов.