О значении включения Крыма, Тамани и Кубани в состав российского государства рассказал в эфире радио Sputnik профессор кафедры истории России МПГУ, кандидат исторических наук Герман Артамонов.
Девятнадцатого апреля будет отмечаться памятная дата – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Она установлена в память о подписании 8 (19) апреля 1783 года императрицей Екатериной II высочайшего манифеста "О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую".
Почему российскому государству было необходимо вернуть под свой контроль эти земли, рассказал в эфире радио Sputnik профессор кафедры истории России МПГУ, кандидат исторических наук Герман Артамонов.
«Со школьной скамьи мы помним, что у России с XV века, с начала формирования единого российского государства, важнейшей стратегической задачей было восстановление выхода к морям – Балтийскому и Черному. Политика царей строилась во многом вокруг этой дилеммы – к какому из морей выходить. Иван Грозный, Петр I потратили много усилий, чтобы выйти к Балтийскому морю. И любой школьник, воспроизводя школьный учебник, скажет, что это было нужно для развития международной торговли», – отметил историк.
У восстановления выхода к Черному морю была еще одна, не менее, а возможно, и более важная задача, продолжил он.
«Россия как держава сформировалась в нечерноземье, в зоне рискованного земледелия. Самые плодородные земли располагались ниже линии Курск – Тула – Орел, где начинаются черноземы. Эти земли в результате монгольского завоевания превратились в так называемое Дикое поле. Самая плодородная земля оставалась невозделанной, потому что весной, как только степь покрывалась травой, следовали бесконечные набеги. Стратегическая задача – выход к берегам Черного моря – состояла в возвращении в сельскохозяйственный оборот южнорусских черноземов», – сказал Герман Артамонов.