В Санкт-Петербургском государственном университете открылась Межмузейная историко-документальная выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы».
Проект, созданный при поддержке фонда «История Отечества», уже имеет свою летопись. Выставка успешно отработала на нескольких музейных площадках Ленинградской области. Торжественное открытие в стенах старейшего вуза страны стало особенным событием. На открытии присутствовали преподаватели и студенты СПБГУ, руководители вузовских музеев. Высокая оценка таких экспертов была особенно важна создателям проекта.
«Такие выставки сегодня выполняют важнейшую задачу: они не просто изучают и сохраняют историю, они оживляют её. Это привлекает молодёжь к изучению истории ратных побед нашей страны, позволяет почувствовать связь с защитниками Отечества», — отметил первый проректор СПбГУ Александр Бабич.
«Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осаждённый город с “большой землёй” по суше, в дополнение к Дороге жизни по Ладожскому озеру, чтобы доставить в Ленинград продовольствие и топливо и спасти сотни тысяч людей, которых враг морил голодом, обстреливал и бомбил, а также обеспечить переброску войск для усиления Ленинградского фронта. Эта цель была достигнута созданием в невероятно короткие сроки железной дороги вблизи южного берега Ладожского озера и переправы через Неву. Позже этот путь назовут Дорогой Победы. Но те, кто под артобстрелами и бомбёжками строил и эксплуатировал железнодорожную ветку, называли её «коридором смерти». Практически все составы подвергались ударам врага. Точное число жертв, принесённых ради создания и работы этой трассы, до сих пор неизвестно», — подчеркнул директор Института истории СПбГУ, доктор исторических наук, профессор Абдулла Даудов.
Сотрудники Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации представили в СПбГУ подлинные предметы и планшеты из своих фондов: исторические фото, документы, карты, видеофильмы, связанные с Дорогой Победы. В сенсорном тачстоле впервые аккумулированы для свободного доступа уникальные материалы из фондов ФГБУК ЦМЖТ России, в том числе личные архивы руководителей строительства железной дороги Поляны — Шлиссельбург. Экскурсию по выставке провёл заведующий НИО фондов ЦМЖТ РФ Дмитрий Сапаров.
Текст: Полина Животова.
Фотографии предоставлены пресс-службой СПбГУ.