Коммуникация является неотъемлемой частью любой социальной группы. Как нам известно из курса обществознания, школа служит макетом любых социальных отношений в обществе. И коммуникация в ней происходит на самых разных уровнях. Это и общение между одноклассниками, и диалог с учителем, и обсуждение проблемы педагогическим составом, и выговор директора. Можно перечислять еще очень много. Впоследствии все школьные взаимоотношения транслируются во взрослую жизнь, где ученик становится работником, а учитель – работодателем.
Сложностью ведения нормальной коммуникации в школе служит ряд факторов. Например, часто общение ведется в негативном ключе. Детская жестокость порой оставляет травму на всю оставшуюся жизнь.
С появлением информационных технологий легче не стало. Теперь, помимо травли относительно внешности или одежды, появились критерии развитости техники. Все мы помним, как в школе самым уважаемым был ребенок с последней моделью нового телефона. Главным средством достояния становятся не личностные качества ребенка, а развитость его смартфона и, соответственно, вместимость кошелька родителей.
По мере глобальных изменений в мире должен меняться и подход к образованию. Оснащение ребенка багажом знаний, касающихся не только материалами из учебника, но и моральными ценностями, а также их руководством при использовании современных технологий, является ново необходимой задачей учителя.
Теперь образование вынуждено постоянно искать «золотую середину» между стремлением повысить свой профессионализм, освоив новые технологии и передав их ребенку, и необходимостью транслировать общечеловеческие ценности, которые всё больше приглушаются ввиду огромного количества ненормативного контента.
Все мы столкнулись с понятием «дистанционное обучение». Конечно, оно имеет ряд своих плюсов: наглядность (в презентации учителя понятнее видеть какое-то изображение, в отличие от разглядывания доски с последней парты), экономия времени (больше не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно), четкость в воспроизведении информации и многие другие.
Смогут ли минусы перечеркнуть все плюсы? Об этом еще долго будут спорить ученые и родители. Явным отрицательным эффектом дистанционного образования является значительное уменьшение межличностной коммуникации. Всё общение переходит на вербальный уровень: в социальные сети, мессенджеры, в которых невозможно понять интонацию человека, понять по жестам, какую информацию он хочет тебе преподнести. Учитель уже не видит глаз ребенка, когда он хочет вспомнить последнюю строчку стихотворения, а по отправленным на почту записям в тетради сложнее разобрать, что ученик пытался донести. Со временем человек просто отвыкает от непосредственного общения с собеседником «лицом к лицу», и при встрече ему становится сложнее выражать свои мысли.
Раньше дети постоянно общались, решали вместе на уроках сложные задачи по математике, помогали друг другу выучить даты по истории. Теперь всё есть в телефоне. Зачем думать своей головой, когда необходимое решение можно скачать из интернета, а самостоятельную работу списать, спрятав телефон под партой? Если до появления информационных технологий люди были вынуждены искать ответ самостоятельно, а также советуясь с другими, тем самым развиваясь как личность, теперь всё можно решить, нажав пару раз на экран телефона.
С целью грамотного обеспечения образовательного процесса, необходимо дозировано использовать информационные технологии, показывая, что компьютер - это не цель в жизни, а лишь средство для ее достижения. Здесь важна педагогическая компетентность преподавателя. Учитель через призму современных технологий должен доносить общечеловеческие ценности, которые помогут ребенку раскрыть свою индивидуальность и проявить умственные способности.
Образование по праву считают отсталым от информационных технологий. В новых реалиях необходим иной характер преподнесения знаний, как по форме, так и по содержанию. Решением может быть компьютеризация и технологическое оснащение учебных заведений. На данный момент образование и технологии являются далекими друг от друга областями, существующими как будто в параллельных мирах. Что является абсолютно неверным, ведь, по сути, они являются взаимозависимыми.
Являясь одновременно и предметом, и инструментом социального контроля, образование выступает и вариантом, и средством коммуникации, прямым образом влияющей на гармонизацию общественных связей и отношений.
В настоящее время бесполезно размышлять о вреде или пользе развития информационных технологий. Это реалии, с которыми нам нужно мириться. Единственное, что необходимо – создать условия, чтобы минимизировать негативное влияние социальных сетей на развитие ребенка не только как коммуникатора, но и как личности в целом; а в идеале - перевести это воздействие в положительное русло. И образование здесь играет далеко не самую последнюю роль, воспитывая ученика и формируя его отношение к миру.
Автор: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»