28.07.2023 14:57
Консультации.
Просмотров всего: 4914; сегодня: 1.

Сурдопедагог – кто это?

Учитель-сурдопедагог – специалист редкой, но востребованной специальности. Сурдопедагога часто путают с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом. Распространено мнение о том, что сурдопедагог учит детей жестам и работает в специальной школе-интернате. Так ли это?

Профессия сурдопедагога многогранна и очень интересна, поскольку этот специалист занимается всесторонним развитием детей с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, дети после протезирования слуховым кохлеарным имплантом). Основная задача учителя-сурдопедагога – развитие звуковой речи, поэтому сурдопедагог учит детей общаться с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. Так же сурдопедагог занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.

В чем особенность работы учителя-сурдопедагога? Это специалист, который знает закономерности речевого и общего развития ребенка, может оценить особенности развития ребенка и уровень сформированности у него речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей. Учитель-сурдопедагог помогает детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, заговорить; разбирается в вопросах специфических трудностей в обучении и способах их преодоления у детей школьного возраста; развивает коммуникативные навыки; обучает чтению, письму и счёту. Ещё этот специалист занимается сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.

Где и с кем может работать сурдопедагог?

Сурдопедагог – специалист, работающий с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми людьми. Чаще всего этого специалиста можно встретить в специализированных образовательных учреждениях: это государственные детские сады и школы, осуществляющие коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими снижения слуха или же в образовательных учреждениях, работающих по программам инклюзии. Работают сурдопедагоги и в частных образовательных и развивающих центрах, центрах содействия семейному воспитанию, психолого-педагогических комиссиях. Также сурдопедагог может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, в медицинских учреждениях, вести частную практику. В зависимости от возраста человека и степени снижения слуха сурдопедагог решает различные задачи, используя индивидуальный подход, активно сотрудничает с врачами-сурдологами и аудиологами.

Где же нужно учиться, чтобы стать сурдопедагогом?

Будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В университете будущие сурдопедагоги изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха, методики коррекционной работы, методы работы с семьей, общую и специальную педагогику и психологию, филологию, основы физиологии и анатомии человека, аудиологию и слухопротезирование, неврологию, дактиль и жестовый язык, технологии обучения русскому языку, чтению, математике и многое другое. Для успешной работы в будущем студенты-сурдопедагоги за время учёбы посещают различные базы практики, где у них есть возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и самостоятельно проводить занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Практика проводится под обязательным руководством педагогов университета и специалистов в учреждениях.

Профессия учителя-сурдопедагога позволяет овладеть широким спектром знаний, постоянно развиваться, осваивать новые компетенции, реализовывать на практике современные традиционные и альтернативные технологии работы. Несомненно, методы и приемы работы учителя-сурдопедагога существенно отличаются от работы со слышащими детьми. Изучают сурдопедагоги и жестовый язык, так как он официально является языком сообщества неслышащих людей.

Одним из достоинств деятельности сурдопедагога является то, что результат совместно проделанной с родителями и ребенком работы очевиден всем участникам образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, возможность бесконечно развивать свои личностные и профессиональные навыки.

Автор: Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук.


Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 155 публикаций
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...