Учитель-сурдопедагог – специалист редкой, но востребованной специальности. Сурдопедагога часто путают с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом. Распространено мнение о том, что сурдопедагог учит детей жестам и работает в специальной школе-интернате. Так ли это?
Профессия сурдопедагога многогранна и очень интересна, поскольку этот специалист занимается всесторонним развитием детей с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, дети после протезирования слуховым кохлеарным имплантом). Основная задача учителя-сурдопедагога – развитие звуковой речи, поэтому сурдопедагог учит детей общаться с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. Так же сурдопедагог занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.
В чем особенность работы учителя-сурдопедагога? Это специалист, который знает закономерности речевого и общего развития ребенка, может оценить особенности развития ребенка и уровень сформированности у него речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей. Учитель-сурдопедагог помогает детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, заговорить; разбирается в вопросах специфических трудностей в обучении и способах их преодоления у детей школьного возраста; развивает коммуникативные навыки; обучает чтению, письму и счёту. Ещё этот специалист занимается сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.
Где и с кем может работать сурдопедагог?
Сурдопедагог – специалист, работающий с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми людьми. Чаще всего этого специалиста можно встретить в специализированных образовательных учреждениях: это государственные детские сады и школы, осуществляющие коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими снижения слуха или же в образовательных учреждениях, работающих по программам инклюзии. Работают сурдопедагоги и в частных образовательных и развивающих центрах, центрах содействия семейному воспитанию, психолого-педагогических комиссиях. Также сурдопедагог может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, в медицинских учреждениях, вести частную практику. В зависимости от возраста человека и степени снижения слуха сурдопедагог решает различные задачи, используя индивидуальный подход, активно сотрудничает с врачами-сурдологами и аудиологами.
Где же нужно учиться, чтобы стать сурдопедагогом?
Будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В университете будущие сурдопедагоги изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха, методики коррекционной работы, методы работы с семьей, общую и специальную педагогику и психологию, филологию, основы физиологии и анатомии человека, аудиологию и слухопротезирование, неврологию, дактиль и жестовый язык, технологии обучения русскому языку, чтению, математике и многое другое. Для успешной работы в будущем студенты-сурдопедагоги за время учёбы посещают различные базы практики, где у них есть возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и самостоятельно проводить занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Практика проводится под обязательным руководством педагогов университета и специалистов в учреждениях.
Профессия учителя-сурдопедагога позволяет овладеть широким спектром знаний, постоянно развиваться, осваивать новые компетенции, реализовывать на практике современные традиционные и альтернативные технологии работы. Несомненно, методы и приемы работы учителя-сурдопедагога существенно отличаются от работы со слышащими детьми. Изучают сурдопедагоги и жестовый язык, так как он официально является языком сообщества неслышащих людей.
Одним из достоинств деятельности сурдопедагога является то, что результат совместно проделанной с родителями и ребенком работы очевиден всем участникам образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, возможность бесконечно развивать свои личностные и профессиональные навыки.
Автор: Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук.