В Санкт-Петербургском институте истории РАН открылась мемориальная доска в память о сотрудниках, погибших в годы блокады. На торжественно-памятной церемонии, посвященной трагическому дню начала блокады, присутствовали коллеги из СПбИИ РАН, представители академических учреждений, вузов и крупнейших библиотек Санкт-Петербурга, глава Архивного комитета Санкт-Петербурга П.Е. Тищенко, первый заместитель председателя Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга И.Ю. Ганус, гости и журналисты.
Открыл церемонию директор СПбИИ РАН, чл.-корр. РАН Алексей Владимирович Сиренов: «Многие сотрудники института остались в осажденном Ленинграде, но институт продолжал свою работу, защищались диссертации, писались статьи, монографии. Многие из них так и не были опубликованы, но сохранились в виде архивов».
Мемориальная доска и раньше находилась в стенах института, но со временем обветшала, и было принято решение ее обновить. Углы плиты отображают силуэт петербургских домов, а специально оформленные сколы символизируют следы осколков и шрапнели на зданиях. Список сотрудников дополнен новыми именами, в конце доски оставлено место, чтобы можно было вписать те имена, которые выяснятся в дальнейшем.
Несколько слов сказала Елена Константиновна Пиотровская, много лет занимающаяся историей Дома Н.П. Лихачева, историей Института, один из главных вдохновителей обновления мемориальной доски. Она напомнила участникам церемонии, что при Николае Петровиче Лихачеве в его доме на лестнице и по коридору стояли каменные доски и сколы с них, где были разные надписи, во многом поминальные. Волею судеб они сначала оказались в подвалах Эрмитажа, а потом уже в экспозиционных залах. Теперь же в Доме Н.П. Лихачева есть три мемориальных доски, три письменных памятника. Они как каменная летопись и линия памяти: память хозяина дома – мемориальная доска Н.П. Лихачеву на фасаде здания, далее гостей встречают имена тех, кто сберег эти замечательные сокровища для будущих поколений, и, наконец, мемориальная доска А.А. Фурсенко как память институту, который вырастил академика, возглавившего Историко-филологическое отделение Академии наук.
После торжественной части в Зале заседаний приглашенным коллеги, гостям и журналистам заведующий лабораторией «История блокады Ленинграда» Кирилл Анатольевич Болдовский сообщил об уже вышедших и о предстоящих публикациях документов руководящих органов блокадного города.
Заместитель директора по внешним и общественным связям Юлия Зораховна Кантор рассказала о предстоящих научных и просветительских мероприятиях, которыми СПбИИ РАН отметит будущий, юбилейный год снятия блокады. Среди них цикл радиопрограмм «Да будет мерой чести Ленинград: блокадные хроники», подготовленный совместно СПбИИ РАН с «Радио России. Санкт-Петербург», две выставки в рамках проекта «Военная летопись филармонии» — «Сибирские сезоны Ленинградской филармонии» осенью в Омске в центре «Эрмитаж-Сибирь» и выставка в Культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске, монография «Партитура памяти» и тематический выпуск «Петербургского исторического журнала», две крупных международных конференции, посвященных теме блокады, — «Звуки блокадного города» и «Люди хотят знать. К 45-летию первого издания «Блокадной книги»».
Также заведующая лабораторией комплексного исследования рукописных памятников Елена Михайловна Шепилова продемонстрировала первые результаты совместного историко-реставрационного проекта СПбИИ РАН и Петербургской филармонии «Военная летопись филармонии» по реставрации афиш военного времени. Огромное впечатление произвели афиши блокадного периода, поступившие на реставрацию летом. Интерес вызвало буквально все – состояние бумаги, содержание концертов, исполнители, даты. Елена Михайловна пояснила, с какими трудностями предстоит столкнуться реставраторам при работе с материалами, хранившимися в тяжелейших условиях блокадных лет, прежде чем можно будет приступить к их изучению.
Фото: Санкт-Петербургский институт истории Российской Академии наук.
Исторические события: