Археологи Алтайского государственного университета совершили плановую поездку в Монголию. Научно-исследовательская экспедиция была организована в рамках реализации проекта РНФ (№22-18-00470 «Мир древних кочевников Внутренней Азии: междисциплинарные исследования материальной культуры, изваяний и хозяйства»).
Работы велись в Муст сомоне Ховдского аймака недалеко от границы с Китаем. Основная задача археологов была связана с выполнением программы гранта РНФ по изучению «оленных» камней.
«Оленными» камнями путешественники по неразумению нарекли древние каменные изваяния, на которых они увидели многочисленные и своеобразные изображения оленей. Фактически это статуя, которую устанавливали в память человеку – по большей части погибшим воинам. На стелах высекали детали одежды (например, пояса и головные уборы), украшения (серьги, ожерелья и др.), вооружение (кинжалы, чеканы, луки, топоры, щиты и т.д.), а также отдельные предметы быта, орудия труда и разных животных.
«Во Внутренней Азии выделяются два региона концентрации «оленных» камней: один находится в Центральной Монголии, а второй расположен к западу, на территории Монгольского Алтая. И если Центральная Монголия изучена относительно хорошо (там открыто более 500 изваяний), то Монгольский Алтай обследовался не равномерно. Часть объектов там была открыта давно, информация о некоторых весьма фрагментарна, а отдельные обелиски утрачены», – отметил руководитель проекта, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Тишкин.
В рамках проекта его участники с помощью цифровых технологий формируют электронный каталог «оленных» камней. В сентябрьской поездке работа в Монголии оказалась непростой. Особенно подвела погода. Но, несмотря на дождь, снег, ледяной ветер и труднодоступность высокогорных участков, ученые выполнили свои задачи.
«Мы работали в рамках официального разрешения, полученного моим монгольским учеником кандидатом исторических наук Т.-О. Идэрхангаем, который у нас закончил аспирантуру и защитил диссертацию, а сейчас преподает в Монгольском национальном университете. Без монгольских специалистов мы не имеем права проводить археологические исследования. Наше сотрудничество продолжается на протяжении многих лет. Сначала мы взаимодействовали с Улаанбаатарским университетом, а сейчас выстраиваем свои долгосрочные научные программы с Монгольским национальным университетом. Кроме небольшого монгольского археологического отряда под руководством Т.-О. Идэрхангая, в экспедиции работали исполнители проекта РНФ – доктор исторических наук В.В. Горбунов, кандидат технических наук С.Ю. Бондаренко и кандидат исторических наук О.С. Лихачева. Важную миссию выполнял водитель гаража АлтГУ А.В. Караблин. В качестве волонтеров участвовали мои аспиранты – П. Эрдэнэпурэв и Му Цилэ», – пояснил руководитель экспедиции.
Кроме фотографирования «оленных» камней для получения цифровых копий, экспедиция осуществляла небольшие археологические раскопки. Дело в том, что часть «оленных» камней в раннем средневековье использовалась тюрками для сооружения так называемых поминальных оградок. Это было им удобно, так как древние обелиски представляли собой уже подготовленные для строительства камни. По всей видимости, простые «оленные» камни не воспринимались тюрками как изваяния людей и тем более своими древними предками. Об этом свидетельствует то, как их переиспользовали: иногда закапывали вниз «головой», иногда устанавливали, не вникая в расположения явных антропоморфных признаков, иногда поверх имевшихся изображений наносили свои. Но крупные «оленные» камни, сплошь покрытые выбитыми выразительными рисунками, чаще всего не переоформлялись, а использовались в качестве стенок оградок. Либо их вообще не перемещали.
«Памятник, на котором изучались «оленные» камни, стоявшие у тюркских оградок, называется «Бага Асгат». Это небольшая степная площадка в долине реки Бодонч, которая берет начало в горах и исчезает в каменистой пустыне в юго-западном направлении. Мы уже начинали там работы, но пандемия внесла свои коррективы. Результаты, полученные в сентябре 2024 года, уже обрабатываются. Неподалеку от места раскопок находятся просто потрясающие «оленные» камни. Особенно их много в поселке Баянзурх. Например, там рядом с дорогой в ограде находятся более 20 древних изваяний с разной степенью сохранности. Их доставили из разных ближайших мест. В настоящее время из Ховда до границы с Китаем сделали асфальтированную трассу. Некоторые археологические объекты во время такого строительства пострадали. Несмотря на то, что многие памятники уже описаны и неоднократно осматривались специалистами, но всегда есть надежда и возможности для открытий. Так было и в нынешней экспедиции. В ходе совместных обследований мы зафиксировали четыре новых «оленных» камня. А нашли еще больше и, как обычно, в заключительный день работ. Важно отметить и такой момент. У оснований отдельных «оленных» камней удалось обнаружить целые или разбитые каменные орудия – так называемые песты для выбивки изображений или для камнетесных работ. Внимательному осмотру способствовали находки прошлого года, когда был найден целый клад из более 30 изделий», – рассказал Алексей Тишкин.
В 2021 году был издан каталог «оленных» камней Монголии, на страницах которого размещена информация о 1318 древних изваяниях. Но открытия продолжаются, и каждый год число таких археологических объектов растет.
Некоторым участникам экспедиции удалось посетить археологический комплекс Хар говь, где в самом начале XXI в. монголо-российской экспедицией проводились раскопки крупного херексура. Там и в других местах тоже были обнаружены «оленные» камни.
Херексуры — древние каменные курганы разных размеров и конструкций, находящиеся в Монголии и на сопредельных территориях. С некоторыми из них непосредственно связаны «оленные» камни, что дало основание выделить культуру херксуров и «оленных» камней, которая сформировалась в конце II тыс. до н.э.
«К настоящему времени в рамках реализации проекта РНФ сделана фотограмметрия существенного числа «оленных» камней. Большая часть этого материала еще до конца не обработана и не опубликована. Мы постоянно экспериментируем и совершенствуем методики в области цифровизации древних изваяний. В ходе такой деятельности получены просто удивительные открытия, связанные не только с детальным качеством изображений и их графической прорисовкой, но и с техникой обработки самого камня и его поверхности. Раньше было достаточно найти «оленный» камень и его сфотографировать, а потом по фотографиям сделать рисунки. Можно было получить эстампажи. Сейчас с помощью цифровых технологий существенно увеличились исследовательские возможности. Кроме этого обозначаются новые направления изучения: например, чем и как это было сделано, какого цвета применялись красители, разработка типологии изображенных предметов вооружения и так далее. В ближайшие годы нам предстоит реализовать большую публикационную программу, исходя из имеющихся фотограмметрических данных. Сформированные цифровые копии будут выкладываться на сайте нашего проекта и окажутся доступны для других исследователей, что обеспечит существенный прорыв в изучении культуры самых ранних кочевников Внутренней Азии», – подвел итог археолог.
Фотограмметрия – одно из современных направлений 3D-моделирования, основанное на получении множества фотоснимков для создания цифровой копии археологического объекта и дальнейшего ее изучения (фиксация изображений, размеров и др.).
Фото: пресс-служба Алтайского государственного университета.