02.12.2024 14:26, Редакция: 13.05.2025 10:06
Аналитика.
Просмотров всего: 22382; сегодня: 85.

Образование в Древней Руси

Образование в Древней Руси

Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью.

Грамотность в Древней Руси

Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени.

Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать литературные произведения. Грамотность нужна была князьям и боярам для осуществления административных функций; священникам грамота была необходима для чтения священных текстов и для вычисления церковных праздников.

Обнаружение археологами берестяных грамот в Новгороде, Киеве, Смоленске, Твери, Пскове и Витебске показало, что грамотностью обладала большая часть посадского населения: на бересте писали ремесленники и купцы, взрослые и дети, мужчины и женщины. По мнению академика Б.А. Рыбакова (1908-2001), о распространении грамотности в городах свидетельствовали надписи на бытовых вещах; грамотой владели камнерезы, мастера по изготовлению печатей и монет.

О грамотности сельского населения говорит тот факт, что некоторые берестяные грамоты, судя по их содержанию, были написаны крестьянами окрестных деревень. Основы грамоты нужны были сельским жителям для осуществления различных вычислений при проведении сельскохозяйственных работ.

Определить общее число грамотных в Древней Руси удалось советскому историку, профессору Б. В. Сапунову (1922-2013): по его подсчётам, в домонгольский период общее число владевших грамотой в древнерусском государстве достигало 1-2% от общего числа взрослого населения; в городах эта цифра составляла 10-20%.

Школы в Древней Руси

Образование предполагает передачу и усвоение накопленных обществом знаний в специальных учебных заведениях или на дому. Термин «школа» впервые был употреблён в древнерусской летописи XIV века, но первые образовательные учреждения на Руси появились уже в X веке. По велению князя Владимира Святославича (958-1015) в Киеве при Десятинной церкви было организовано «книжное учение» – так называлась школа для «нарочитой чади» или детей знатных людей.

Обучение, построенное на изучении богословия, хорового пения, иностранных языков (греческого и латинского), исторических преданий и приобретении навыков проведения церковных календарных вычислений прошли сыновья князя Владимира и дети аристократии, способствуя появлению просвещённой элиты общества. Учителями в первой школе были греки, но обучение шло на родном языке, посредством «словеньской азбуки».

Постепенно появлялись школы и в других городах: известно, например, что в 1023 году существовала школа в Курске. В задачу образовательных программ школ входило обучение грамоте и приобщению к христианской религии.

Широкое распространение школьное образование получило при Ярославе Мудром, князе-просветителе (978-1054). Киевский Софийский храм стал не только центром православия, но и центром просвещения с огромной библиотекой. В киевской школе учились дети князя и представители аристократических семей, в том числе дети европейских монархов, взятых князем Ярославом на своё попечительство: сыновья свергнутого английского короля, наследники норвежского, датского и венгерского престолов. По поручению Ярослава в Новгороде была открыта богословская школа, где обучалось около трёхсот детей священников и мирян.

Примеру первых князей Руси последовали многие другие правители. Они сами обучались «книжному делу» и языкам и приобщали к наукам своих детей. Князь Роман Смоленский (?-1180) основал в Смоленске несколько школ; князь Константин Всеволодович (1185-1218) организовал школьное обучение во Владимире. По завещанию князя Константина часть его личных средств была направлена на открытие школы в его владимирском имении. Данные о наличии большого числа грамотных людей в этих княжествах косвенно подтверждаются расцветом культуры в Смоленске и Владимире. Со всей очевидностью можно предполагать, что фундаментом для расцвета литературы, искусства, архитектуры в домонгольский период истории Древней Руси являлось распространение образования.

Первоначально заботу о школах взяло на себя государство в лице князей, но по мере упрочения позиций церкви в Древней Руси школьное образование перешло в ведение церковных властей. Для получения материальной поддержки церковь обращалась за помощью к общине, приходу – так были заложены основы церковно-приходских школ.

Основными предметами в церковно-приходской школе были чтение, письмо и хоровое пение; некоторые исследователи дополняют этот список грамматикой и «счислением». Обучение грамоте начиналось с заучивания наименований и написания букв, за этим следовало обучение чтению по слогам и словам. В качестве тетрадей использовались береста или вощёные таблички, а ручкой служило «писало» – палочка с заострением на одном конце и лопаткой на другой: заострённым концом выдавливали или выцарапывали буквы, а лопаткой можно было стереть написанное. Материал для изготовления писал был разнообразный, чаще всего они были деревянными; при раскопках в Москве, в слоях XII-XIII веков археологами были обнаружены писала, изготовленные из кости и бронзы.

Академиком А.В. Арциховским (1902-1978) при раскопках в Новгороде были обнаружены букварь и отшлифованные керамические черепки с буквами, очевидно, выполнявшие роль разрезной азбуки. В качестве учебников выступали часослов, псалтырь и другие божественные книги; учителями были приезжие греки или местные священники. Священники стали духовными наставниками и пастырями для учеников; при посвящении в сан святые отцы указывали, что священство даётся, чтобы «учити отроков».

Обучение в школе проводилось индивидуально или в небольшой группе – 8-10 учеников. Учебный год начинался в разных местностях по-разному, чаще всего в зимнее время, свободное от хозяйственных хлопот. Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) считал, что поговорка «Батюшка Наум, наведи на ум» показывает, что обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума-грамотника. Большинство сельских детишек обучалось на дому.

На занятиях по математике изучали нумерацию и простейшие арифметические действия. Хотя школа не была нацелена на профессиональное образование, в каждой местности были свои основания для изучения математики: жители прибрежных районов знали, что математика нужна для судостроения и вычисления речных и морских маршрутов; купеческие дети с детства приобщались к счёту; умение считать было необходимо и детям ремесленников. Церковь была заинтересована в освоении математической науки, необходимой для проведения сложных вычислений при определении дат религиозных праздников.

Известно, что на Руси были знакомы с исчислениями в пределах 1-10 000 и с использованием дробей.

Хотя трудов древнерусских авторов по физике и химии не удалось найти, но работы ремесленных мастеров показывают, что они были знакомы со способами получения высоких температур, до 1200°С, для обжига и изготовления эмали. Солевары знали, как работать с концентрированными растворами, а архитекторы – как использовать усилители звука в храмах.

В период расцвета древнерусского государства, в XI веке, произошло расширение сети школьного образования. Исследователи полагают, что существовали два типа школ: повышенного типа для знати и элементарные для основного населения. Школой повышенного типа называют богословскую школу (академию) Киево-Печерского монастыря, откуда выходили не только высшие духовные иерархи, но и выдающиеся древнерусские мыслители и писатели. В школах повышенного типа изучались грамматика, риторика, поэтика; теология включала элементы философии и логики.

Примером элементарной школы являлась монастырская школа для населения, основанная Ярославом Осмомыслом (1153-1187) в Галицко-Волынском княжестве: в школе обучали основам грамоты. 

Обучение княжеских детей часто проводилось по системе кормильства, предполагающей, что княжичей в возрасте 5-7 лет отправляли в волости, где они княжили и находились под воспитанием знатных воевод-кормильцев. Наставники обучали княжичей не только наукам, но и воинскому мастерству. В XIII веке кормильцы были заменены «дядями» – высокообразованными представителями знати, каких стало много на Руси.

Первая школа для девочек на Руси

Важной особенностью древнерусского образования была его доступность для женщин, чаще всего это было монастырское обучение. Православная церковь не осуждала женскую образованность. Надписи на русских пряслицах и граффити (надписи) на стенах и столбах храмов в «женских» частях русских соборов свидетельствуют, что грамотными были женщины различных слоев населения. Грамотность Анны Ярославны, ставшей королевой Франции, поражала безграмотных знатных французов, которые могли расписаться только крестиками.

В 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре была открыта школа для девочек, а затем училище для девиц, где обучали не только грамоте, но и домашнему ремеслу и искусству ведения хозяйства. Инициатором открытия школы была княжна Анна Всеволодовна, Янка, внучка Ярослава Мудрого, получившая домашнее образование. Такие же школы были открыты в Суздале и Полоцке.

Результатами развития образования в Древней Руси явилось не только обучение населения грамоте и основам наук, но и появление большого числа образованных людей, знакомых с трудами античных и византийских авторов и создавших свои оригинальные произведения: «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения Кирилла Туровского, шедевра «Слово о полку Игореве» и многие другие.

К XIII веку Киевская Русь по степени образования встала на один уровень со странами Европы.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Дети, История, Культура, искусство, музеи, Наука, Образование, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Владимирская область, Курская область, Новгородская область, Псковская область, Смоленская область, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Владимирская область - Владимир, Курская область - Курск , Новгородская область - Великий Новгород, Псковская область - Псков, Смоленская область - Смоленск, Тверская область - Тверь
Сайты городов субъектов РФ: Владимирская область - Суздаль
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Венгрия, Дания, Норвегия, Россия, Украина, Франция
Сайты столиц стран: Украина - Киев
Сайты городов стран: Беларусь - Витебск
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная, Скандинавия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11221 публикация
Сайт: mednolit.com/obrazovanie-v-drevnej-rusi
Поделиться:

Интересно:

Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
20.06.2025 18:42 Интервью, мнения
Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
Психологическая травматизация детей при разводе родителей напрямую влияет на их желание вступать в брак и заводить детей в будущем. Это бомба замедленного действия для нашей демографии. И чем острее конфликт родителей, тем разрушительнее последствия для детей и всей нации.  С таким заявлением выступил Президент АНО «Национальная ассоциация исследователей синдрома индуцированного отчуждения семьи», священник, клинический психолог, педагог и адвокат Вячеслав Клюев на круглом столе, организованном Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. По данным ВЦИОМ в 2024 году Россия вышла на третье место в мире по числу разводов, а на десять новых бракосочетаний приходится порядка восьми расторжений брака. Таким образом, соотношение количества заключаемых браков и разводов достигло рекордно...
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
20.06.2025 14:16 Новости
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялся Региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (B20). Мероприятия прошло под общим девизом председательства Южной Африки «Инклюзивный рост и процветание через глобальное сотрудничество». Среди участников – руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы (ДВМС) Сергей Черёмин, Посол МИД РФ по особым поручениям по вопросам «Группы двадцати», АТЭС и БЕП Марат Бердыев, Шерпа B20 South Africa Кас Кувадиаи другие официальные лица. Руководитель ДВМС отметил необходимость обмениваться лучшими практиками между городами в условиях глобальной урбанизации. В частности столица РФ может поделиться с другими городами множеством инновационных решений в различных областях. «Москва стала действительно инклюзивным городом, который позволяет обеспечить жителям практически равноценный и равноправный...
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
20.06.2025 12:31 Аналитика
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
Рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Карьерные стратегии поколений». Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории. Анализ данных по городам-миллионникам и региональным центрам показал: поколение 40+ чаще выбирает смешанные форматы работы, миллениалы ставят на скорость карьерного роста, а молодые специалисты из регионов готовы к переездам, чтобы «прокачать» опыт. При этом столичные соискатели реже рискуют стабильностью, а региональные таланты превращают мобильность в главный козырь.  Работа в найме vs другие формы занятости Эксперты Marksman провели исследование предпочтений соискателей на основе анализа 6 700 резюме, опубликованных на платформе HH.ru в мае 2025 года. Данные показали, что несмотря на растущую популярность альтернативных форм занятости, традиционный найм остается наиболее востребованным форматом работы для...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
20.06.2025 11:05 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают возможность примерно обозначить стандартные приёмы композиционных и конструктивных приемов, а также помогают выделить некоторые устойчивые черты интерьера жилого помещения древнерусской избы. Особенно яркие устоявшиеся черты можно назвать уже сейчас: материал, из которого чаще всего было изготовлено все убранство дома - дерево; жилое пространство в избах было ограниченным; примерно одинаковая планировка, за счет установки печи, а также вся остальная меблировка. Именно это, наряду со всеми вековыми традициями уклада, определяло однообразие внутреннего убранства дома восточнославянского мира...
226 лет назад была образована Российско-американская компания
20.06.2025 09:17 Аналитика
226 лет назад была образована Российско-американская компания
Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания - полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Ивановичем Шелиховым и Николаем Петровичем Резановым и утверждённая указом императора Павла I 8 (19) июля 1799 года. После продажи Аляски США в 1867 году формально прекратила свою деятельность, но фактически существовала до 1881 года и выплачивала дивиденды до 1888 года. История названия Торгово-промысловое предприятие было создано 19 (30) июля 1797 года в Иркутске путём объединения Северо-восточной американской, Северной и Курильской компаний Натальи Алексеевны Шелиховой и Ивана Илларионовича Голикова с компанией иркутских купцов во главе с Николаем Прокофьевичем Мыльниковым. 3 (14) августа 1798 года в Иркутске подписан акт, подтверждавший «предварительное соединение» двух компаний под названием Соединённая...