Совместный проект газеты «Вечерний Барнаул» и ГТРК «Алтай» «Проснись и пой» набирает обороты.
Напомним, участникам уникального проекта уже в начале ноября предстоит представить на суд барнаульской публики спектакль по пьесе Миклоша Дярфаша, название которой и стало своеобразным заглавием общей работы всей команды – «Проснись и пой». Уникальность постановки в том, что в ней участвуют не просто не профессиональные актеры, а простые барнаульские пенсионеры, которым хочется попробовать себя в новом амплуа. Неслучайно призыв «Вечернего Барнаула» и ГТРК «Алтай» звучал именно так: «С дивана на подмостки!».
«Не ударят же!»
Несмотря на любительский уровень актеров и определенные скидки на возраст и состояние здоровья, подход к постановке самый что ни на есть профессиональный: все участники проекта по четыре дня в неделю занимаются пластикой, техникой речи, вокалом и, конечно, репетируют.
- Вообще, я всю жизнь занималась художественной самодеятельностью, и когда вышла на пенсию, то не растерялась, - рассказывает Галина Александровна БАРТУСЯК. – Некоторые боятся: как так, пенсионный возраст подступил, чем же теперь заниматься? Образуется какой-то вакуум – вроде как теперь никому не нужны. А у меня такого не было – сразу вошла в ряды общественников. Объявление об этом замечательном проекте услышала по радио, ГТРК «Алтай», и подумала: «Ну почему бы и нет – не ударят же!». В общем, так и пришла.
- Часто у вас занятия проходят?
- Да, мы только три дня в неделю отдыхаем. Пластика, техника речи, вокал, репетиции… Все преподаватели – просто чудесные люди, терпят все наши недостатки. У нас же постоянно что-то где-то скрипит, мы кряхтим и ворчим, бываем чем-то недовольны, но они настолько мягко и терпеливо ко всему относятся! Я просто в восхищении! На репетициях бывает сложнее в том плане, что режиссер по-своему видит определенную роль, а мы, например, пытаемся копировать тех актеров, которые когда-то играли в фильме-спектакле. Но они настолько подробно все разбирают! Для чего мы это говорим, для чего это делаем… Марат (Марат Свободный – режиссер спектакля, - прим. авт.) постоянно нам говорит: «Сначала осознайте свою роль!» Замечательный, талантливый режиссер.
- А вы свою осознали? Кого играете?
- Эржи. Это одна из главных ролей, жена героя. Она разрывается на две части между сыном и мужем, пытается сгладить все конфликты. Старается угодить и мужу, и сыночку, поэтому… Вот знаете, как приходится лавировать!
- А дома тоже репетируете?
- Не всегда времени на это хватает, у меня же еще много общественной нагрузки. Например, сейчас вот надо две газеты выпустить. Мне уже подруги звонят и спрашивают: «Тебя там из дома еще не выгнали?». Сама удивляюсь, наверное, привыкли уже (смеется).
«Прогресс налицо»
В понедельник, 4 октября, в выставочном зале павильона «Открытое небо» участники проекта вместе с педагогом занимались техникой речи. Такие знакомые и такие простые упражнения («Бдги-птки, бгдэ-пткэ…») все актеры будущего спектакля повторяли очень старательно, неуклонно подчиняясь указаниям своего педагога, которая, кстати, намного младше любого из них. А когда занятие было окончено, все как один, они решили остаться еще на какое-то время – чтобы порепетировать песню. Такое рвение к занятиям и старательность не может не вызывать уважение – своим стремлением добиться результата они любого студента за пояс заткнут!
- Пока сложно говорить о каких-то успехах, потому что все-таки даже в институтах с молодыми студентами пять занятий – это еще ничего, - говорит Екатерина МИХАЙЛОВА, преподаватель сценической речи. – Но они очень стараются, а это самое главное. Так что, я думаю, успехи есть. Это, конечно, не речевики, но навык у них появился – например, могут говорить скороговорки, которых они раньше никогда не говорили, делают фиксированные выдохи. Безусловно, прогресс, пусть даже и маленький, налицо.
- Сложно преподавать таким взрослым ученикам?
- Да, сложно в том плане, что не всегда знаешь, какое упражнение сделать. Упражнения по технике речи направлены на активное движение, всяческие наклоны и приседания, а здесь мы это исключаем – люди пожилые, они не могут так активно бегать и прыгать. В результате выбираем то, что больше им подходит. С одной стороны, это сложно, но с другой – интересно, потому что это не работа с молодыми студентами, которые могут все сделать и на которых можно накричать и построжиться… Я намного младше их, они все годятся мне в бабушки и дедушки. Да и они не ведут себя так, чтобы на них надо было кричать, очень стараются (улыбается). Вообще, после каждого занятия впечатления самые хорошие, потому что это очень отзывчивые люди, с которыми приятно работать. Они не прогуливают, потому что им изначально было сказано – если вы пропустили даже одно занятие, то это уже значит, что догонять надо будет большими-большими шагами.