Специальности «риэлтор» в учебных планах российских университетов нет, и неизвестно, появится ли она когда-нибудь. Несмотря на это, каждый год, ряды агентов по недвижимости пополняются.
Экспертное мнение
Роман Мурядян, председатель Брокерского Совета «МИЭЛЬ»
Риэлтор одна из немногих профессий, которую осваивают специалисты из самых разнообразных сфер деятельности. Можно привести такую статистику. Например, сегодня, по данным компании «МИЭЛЬ-Франчайзинг», порядка 30,3% риэлторов – это люди уже знакомые с этой профессией. При этом доля специалистов без опыта работы составляет около 6,6%. Достаточно много бывших менеджеров по продажам (21,4%) и госслужащих (14,8%). Офисных работников – порядка 9%, специалистов сферы производства – 7%, сферы финансов – 6,5%. В отдельную группу можно выделить бывших сотрудников силовых ведомств (4%).
Риэлторами становятся обладатели, как технического, так и гуманитарного образования. Но количество риэлторов-гуманитариев несколько преобладает над риэлторами с техническим образованием – 56,4% и 43,6%, соответственно.
По стажу работы наибольшая половина риэлторов (51,5%) проработали в компании более 5 лет, из них 13% – более 10 лет. Специалистов со стажем работы менее пяти, но более двух лет – 27,5%. Значительную долю составляют молодые риэлторы со стажем работы в компании до года (21%).
В это профессию, как правило, приходят по необходимости, остаются по призванию. Однако всем нужны профессиональные навыки, и, конечно же, знания – технологий проведения сделок, особенностей рынка, юридических аспектов! Сегодня прошло время работы без технологий! И мы все это прекрасно понимает. Но где получить эти знании?
Во-первых, в крупных компаниях недвижимости есть свои собственные учебные центры. В холдинге «МИЭЛЬ», например, действует система обучения сотрудников франчайзинговых офисов, состоящая из нескольких ступеней и направлений. Для руководителей московских и подмосковных офисов каждый квартал организуют недельное обучение, включающее такие курсы, как управление, подбор персонала и повышение квалификации сотрудников. В региональных офисах обучение проходит дистанционно, с помощью электронных средств связи (Интернет, скайп и т. д.).
Агенты, имеющие опыт работы, один раз в три месяца постигают тонкости принципов и технологий эффективной работы с клиентами.
Также существует система обучения сотрудников без опыта работы. Базовая программа для стажеров «СТар*Т», включает в себя базовые основные знания в области недвижимости, технологии работы с Клиентом, специфику работы с продавцами и покупателями, юридические аспекты сделок, технологии проведения сделок с недвижимостью. Программа рассчитана на то, чтобы дать каждому ее участнику крепкий фундамент основных знаний для дальнейшей эффективной работы и реализации творческого потенциала.
Также обучение регулярно проводят и профессиональные общественные организации. Здесь модно отметить Гильдию риэлторов Московской области (ГРМО) — в нее входят порядка 200 специалистов.
Безусловным лидером в России сегодня можно признать Уральскую палату недвижимости (УПН) — здесь проходят обучение 100% сотрудников компаний, работающих в регионе. Такая система действует только в Национальной ассоциации риэлторов США, где обучение на законодательном уровне является обязательным для получения риэлторской лицензии.
Самое главное — обучение должно быть системным и на постоянной основе. И необходимо учитывать такую важную составляющую, как информационные технологии: важно учить агентов работе с Интернетом, базами данных, CRM-системой и т. д. Сегодня без этого наша профессия невозможна. Ведь в России, в отличие от Запада, на ниве недвижимости трудятся «люди-оркестры», которые работают по всем направлениям, и должны знать любую сферу рынка. Плюс к этому у российского рынка есть своя особенность – альтернативные сделки. Соответственно, особенность альтернативных сделок требует еще больших профессиональных знаний, еще более профессионального уровня специалистов, ведь нужно, прежде всего, знать и представлять, с одной стороны, продавца, с другой стороны – покупателя. В России риэлтор традиционно выполняет несколько ролей в одном лице. Конечно, с одной стороны это достоинство, ведь в случае необходимости риэлтор может помочь клиенту купить или продать объект как в городе, так и загородом, проконсультировать по юридически вопросам, по вопросам ипотечного кредитования и т.д. С другой стороны – это увеличивает уровень требований к профессионализму агента, его опыту и базе знаний.