«С каждым годом все меньше российских студентов отмечают Татьянин день, их количество неуклонно падает. По данным Минобрнауки, в 2010 году вузы окончили 1,5 миллиона человек, а школы лишь 700 тысяч. Россия находится в эпицентре демографической ямы начала 1990 годов, которая ведет к сокращению количества студентов и дефициту кадров на рынке труда», – утверждает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами Кадрового центра «ЮНИТИ».
Эксперты рынка труда отмечают, что работодатели уже обеспокоены этим обстоятельством. Идет борьба за выпускников. «Для многих компаний молодежь является основной движущей силой. Такие работодатели с первых дней работы предоставляют приличную заработную плату и хороший соцпакет. Почти типовым стал бенефит из ДМС, обеда, фитнеса и курса иностранных языков», – продолжает Ольга Горюнова.
С ростом конкуренции за «мозги и руки» возраст рассматриваемых кандидатов снижается. «Около 70% наших сотрудников, занимающихся прямыми продажами и обслуживанием клиентов, пришли сразу после вуза. На стартовых позициях отдается предпочтение молодежи с маленьким опытом или вовсе без него, – рассказывает Максим Шишкин, руководитель отдела информационного обслуживания по работе с клиентами ЗАО «Что делать Консалт». – Легкость обучения и скорость впитывания корпоративной культуры позволяет им добиваться лучших результатов. Зрелых, опытных людей часто трудно изменить».
По примеру западных коллег многие компании запускают программы обучения студентов и молодых специалистов «под себя». Наиболее активно эту тактику применяют в атомной, космической, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслях, а также в организациях, специализирующихся на программировании и нанотехнологиях. Именно здесь остро нуждаются в квалифицированных инженерах, робототехниках, программистах, энергетиках, строителях, механиках и техниках.
Преподаватели СПбГУ провели уникальное исследование в 8-11 классах школ Выборгского района Ленинградской области. Оно было направлено на выявление одаренных, творческих, нестандартно мыслящих школьников. Всего протестировали более 4000 учащихся из 42 школ. Такого масштабного проекта в России пока еще никто не осуществлял.
В ходе исследования была определена группа перспективных детей, с которыми будут работать как учреждения дополнительного образования, так и школьные учителя района. 30 школьников проявили повышенные способности к изучению отдельных предметов. Они были приглашены на Слет любителей науки в Академическую гимназию, где в течение двух недель проходили обучение с преподавателями СПбГУ. Специалисты гимназии разработали проекты индивидуального сопровождения одаренных школьников, создали групповые образовательные маршруты, которые учитывают интересы и способности участников.
Тестирование проводилось по 8 предметам, включенным в государственный образовательный стандарт. Все тесты разработаны преподавателями
и психологами Академической гимназии СПбГУ и являются уникальными в своем роде. «Во-первых, они решают сразу несколько методических задач. Ведь помимо выявления одаренных детей в рамках исследования перед специалистами СПбГУ стояли также задачи проверить общий уровень «обученности» школьников, степень сформированности у них основных навыков по предметам, определить уровень подготовленности учащихся к сдаче государственных экзаменов. Во-вторых, тесты являются синтезом многолетней работы университетских преподавателей, которые накапливали опыт выявления и работы с одаренными детьми. Они также имеют огромный опыт работы с детьми разного уровня подготовленности, разным качеством мотивации и разными способностями. Этот опыт формировался в течение последних 10 лет, благодаря тому, что в гимназии работали вечерние классы, заочные курсы, существовала тесная связь с Центрами дополнительного образования детей в регионах», - пояснила Наталья Серова, и.о. директора Академической гимназии СПбГУ.
По ее словам, именно университетские преподаватели обладают нешкольным подходом к вопросам образования детей. У них шире перспектива виденья предмета, они владеют большим спектром технологий обучения. Они творчески относятся к работе со школьниками именно в силу огромного запаса знаний и наличию богатого научного опыта. Связь этих преподавателей со школой не ограничивается работой
в Академической гимназии или участием в подобных проектах, многие из них являются государственными экспертами ЕГЭ.
Источник: газета "ПРОФЕССИЯ" № 11 (1292) 2011